Название реакции |
Приблизительный возраст возникновения реакции |
Возраст первого выявления реакции |
Вздрагивает или моргает при резком звуке. |
с рождения |
|
Прислушивается к звуку колокольчика. |
1 месяц |
|
Прислушивается к звуку погремушки. |
2 месяца |
|
Прислушивается к голосу взрослого. |
2 месяца |
|
Улыбается, когда слышит голос взрослого. |
2 месяца |
|
Замирает при появлении нового звука на фоне других. |
2,5 месяца |
|
Прислушивается к музыке. |
3 месяца |
|
Гулит в ответ на звуковую стимуляцию. |
3 месяца |
|
Различает голоса близких людей (выделяет голос матери). |
3 месяца |
|
Выделяет любимую музыку. |
4 месяца |
|
Избирательно внимателен к определенным звукам, что зависит от характера звука, а не от его интенсивности. |
4 месяца
|
|
Иногда поворачивает голову к источнику звука (лежа на спине), если он находится на уровне уха. |
4 месяца
|
|
Трясет погремушкой, делает паузу и снова трясет. |
4 месяца |
|
Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора. |
4 месяца |
|
Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого. |
5 месяцев |
|
Смотрит внимательно на объект, издающий звук. |
5 месяцев |
|
Эмоционально реагирует на знакомые голоса. |
6 месяцев |
|
Отчетливо находит глазами источник звука (лежа). |
6 месяцев |
|
Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. |
6 месяцев |
|
Смеется в ответ на некоторые звуки. |
6 месяцев |
|
В положении сидя поворачивается к источнику звука. |
7 месяцев |
|
Пытается воспроизвести "мелодию" услышанной речи. |
7 месяцев |
|
Интересуется предметами, производящими звук. |
8 месяцев |
|
Пытается воспроизвести услышанные новые звуки. |
9 месяцев |
|
Глядя на человека или предмет, ожидает услышать знакомый звук и удивляется, если слышит другой. |
10 месяцев
|
|
Замирает, когда ему говорят "нельзя", "подожди" и т.п. |
10 месяцев |
|
Выполняет движения по просьбе (например, на слово "ладушки" начинает хлопать в ладоши). |
11 месяцев
|
|
Поворачиваясь, находит глазами источник звука, если он в ближайшем окружении и даже за его спиной. |
11 месяцев
|
|
Иногда повторяет знакомые двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов ("мама", "папа", "баба"...). |
1 год
|
|
Начинает "танцевать" при звуках музыки. |
1 год 2 месяца |
|
Смотрит на знакомые предметы, членов семьи, части тела, которые называют. |
1 год 2 месяца |
|
Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией и ритмом, что напоминает речь взрослых. |
1 год 2 месяца
|
|
Выполняет знакомое действие с предметом по просьбе (катает машинку, "причесывает", "качает" или "кормит" куклу и т.д.). Просьба должна быть выражена только словами, без подсказки жестами или взглядом, без демонстрации того, что просят. |
1 год 4 месяца
|
|
Повторяет короткие слова, услышанные в разговоре взрослых (или воспроизводит их через несколько часов). |
1 год 4 месяца
|
|
Из 2-3-х знакомых предметов смотрит на тот, который назвали. |
1 год 4 месяца |
|
Из 2-3-х знакомых картинок смотрит на ту, которую назвали. |
1 год 4 месяца |
|
Знает несколько коротких стихотворений, вставляет в них отдельные слова. |
1 год 6 месяцев |
|
Понимает 20-50 слов (имена близких, названия частей тела, предметов и некоторых действий). |
1 год 6 месяцев |
|
Любит играть со взрослым в "голоса животных" (например: "как коровка мычит?"–"му-у-у"). |
1 год 6 месяцев
|
|
Называет объекты, находящиеся вне поля зрения, когда слышит звуки, исходящие от них. |
2 года |
|
Понимает 100 слов и более. |
2 года 3 месяца |
|
Повторяет за взрослым предложения из 2-3 слов (или воспроизводит их несколько часов спустя). |
2 года 3 месяца |
|
Пытается петь |
2 года 6 месяцев |
|
Повторяет за взрослым двустишия или четверостишия (или воспроизводит их, спустя несколько часов). |
3 года
|
|