Главная |
Новости |
Центр |
Специалисту |
Родителям |
F.A.Q |
|
Непрочитанные вами публикации:
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
cпециалисту Родителям Прочее Занятное разное
ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ |
|||
ИГРАИгра для ребенка – это добровольно выбранная активность, непосредственно не направленная на удовлетворение биологических потребностей, в которой ребенок чувствует себя безопасно, успешен, испытывает удовольствие, получает новый опыт.Совместная игра-развлечение – это организуемое взрослым воздействие на ребенка (например – катание ребенка на себе, «забодаю-забодаю» и т.д.), дающие малышу интенсивные приятные ощущения. Взрослый выступает в заданной упрощенной роли, (лошадки, козы…), ждет реакций ребенка и отвечает на них. Ребенок категорически не должен насильно вовлекаться в такие игры (как и в любые другие). Главное значение таких игр – установление теплых, доверительных отношений, поднятие настроения. Свободная детская игра – игра, управляемая ребенком. С чем бы ребенок ни играл, кого бы ни привлекал, содержание (тема) игры и ее ход контролируется ребенком. В этой игре если и есть оценка происходящего, то она исходит от ребенка. Эта игра дает ощущение внутренней свободы, уверенности в себе, достоинства, открывает дорогу творчеству, способствует раскрытию способностей, развитию воображения, самосознания, самостоятельности, умению почувствовать себя в роли другого. Чтобы понять и принять такую игру, а тем более в ней участвовать, родителям необходимо уметь: – наблюдать за ребенком; – видеть в увлеченном занятии ребенка игровую тему; – уважать выбор ребенка; – оказывать ребенку эмоциональную поддержку; – создавать условия для продолжения и развития игры; – ненавязчиво помогать быть успешным; – помогать ребенку поддерживать ориентировку и интерес; – не оценивать действия и высказывания ребенка («хорошо»/«плохо», «правильно»/«неправильно»); – не устанавливать условных запретов (как играть, во что играть, что говорить…); – неагрессивно утверждать безусловные запреты (нападать на партнера, ломать мебель и т.п.) – не задавать вопросов, проверяющих знания ребенка; – не сбивать ребенка с темы игры; – не прерывать игру ребенка; – не навязывать свою тему или способ игры; – принимать и исполнять назначенные ребенком роли и правила Свободная игра взрослого – игра, управляемая взрослым. Она во многом аналогична свободной детской игре. Взрослый выдумывает такую игру, которая может заинтересовать ребенка, он играет для ребенка. Когда ребенок включился в игру, взрослый остается ее хозяином: он может развивать тему в произвольных направлениях, устанавливать и поддерживать правила, делать невероятные вещи, шутить, фантазировать, проявлять творчество, выражать эмоции и т.д. Здесь утверждается право взрослого быть самим собой и право ребенка участвовать или не участвовать в такой игре. В этой игре взрослый старается поддержать инициативы ребенка, развить их, показать их ценность. В тоже время, ребенок получает возможность почувствовать гибкость и независимость взрослого. Обыгрывание бытовых событий – очень важная способность взрослого, позволяющая поднять настроение, решить конфликтные ситуации. Такая игра бывает необходимой для привлечения интереса ребенка к одеванию, уборке по дому, навыкам поддержания гигиены, приготовлению пищи и другим подобным занятиям, в которых ребенок плохо ориентируется, не видит смысла, не имеет навыков. Игра в быту не уменьшает серьезности быта, во-первых, потому что игра для ребенка – это серьезно, это очень важно, во-вторых, потому что обучение через игру означает добровольное, с энтузиазмом обучение ребенка важным элементам принятому в культуре поведению. Договорная совместная игра (групповая игра) – игра, управляемая всеми участниками в соответствии с принимаемыми всеми правилами. Ребенок вступает в игру добровольно и также добровольно может из нее выйти. Данная игра учит ребенка действовать по общим правилам для всех, быть в разных ролях, соблюдая ролевое поведение (например, роль того, кто водит или того, кто прячется–при игре в прятки). В таких играх дети получают чувственный опыт успешности и неуспешности следования ролевому поведению, учатся социальному взаимодействию, умению быть членом группы. Договорная совместная игра, должна соответствовать развитию ребенка, быть доступной для него. В такой игре обычно есть арбитр, т.е. наиболее компетентный игрок, наблюдающий за игровым процессом и поддерживающий соблюдение правил. Арбитр должен быть беспристрастным, последовательным и уравновешенным. Обычно ребенок сначала имеет возможность понаблюдать за игрой со стороны. Затем, когда ребенок изъявил желание поиграть вместе, ему объясняют правила и начинают играть. Дидактическая игра со специальными игровыми средствами – обычно имеет жесткие правила, нацелена на формирование определенных знаний и умений. В лучшем варианте, в игровом материале заложен контроль, т.е. ребенок сам может оценить свою успешность без помощи взрослого. Хорошо продуманная дидактическая игра позволяет ребенку выделить какое-либо качество, научиться какому-либо способу действий. Дидактическая игра нуждается в грамотном использовании. Во-первых, велика опасность предложения ребенку непосильной игровой задачи. Если ребенок не понимает условий и цели игры, или не имеет достаточного развития координации движений – он не сможет проявлять в игре достаточной самостоятельности, чтобы почувствовать свою успешность. Во-вторых, игровой материал, с которым не позволяется играть разнообразно, может быстро надоесть. |
| |||||