Реклама:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИГРА

      Игра для ребенка – это добровольно выбранная активность, непосредственно не направленная на удовлетворение биологических потребностей, в которой ребенок чувствует себя безопасно, успешен, испытывает удовольствие, получает новый опыт.

      Совместная игра-развлечение – это организуемое взрослым воздействие на ребенка (например – катание ребенка на себе, «забодаю-забодаю» и т.д.), дающие малышу интенсивные приятные ощущения. Взрослый выступает в заданной упрощенной роли, (лошадки, козы…), ждет реакций ребенка и отвечает на них. Ребенок категорически не должен насильно вовлекаться в такие игры (как и в любые другие).
      Главное значение таких игр – установление теплых, доверительных отношений, поднятие настроения.

      Свободная детская игра – игра, управляемая ребенком. С чем бы ребенок ни играл, кого бы ни привлекал, содержание (тема) игры и ее ход контролируется ребенком. В этой игре если и есть оценка происходящего, то она исходит от ребенка. Эта игра дает ощущение внутренней свободы, уверенности в себе, достоинства, открывает дорогу творчеству, способствует раскрытию способностей, развитию воображения, самосознания, самостоятельности, умению почувствовать себя в роли другого.
      Чтобы понять и принять такую игру, а тем более в ней участвовать, родителям необходимо уметь:
– наблюдать за ребенком;
– видеть в увлеченном занятии ребенка игровую тему;
– уважать выбор ребенка;
– оказывать ребенку эмоциональную поддержку;
– создавать условия для продолжения и развития игры;
– ненавязчиво помогать быть успешным;
– помогать ребенку поддерживать ориентировку и интерес;
– не оценивать действия и высказывания ребенка («хорошо»/«плохо», «правильно»/«неправильно»);
– не устанавливать условных запретов (как играть, во что играть, что говорить…);
– неагрессивно утверждать безусловные запреты (нападать на партнера, ломать мебель и т.п.)
– не задавать вопросов, проверяющих знания ребенка;
– не сбивать ребенка с темы игры;
– не прерывать игру ребенка;
– не навязывать свою тему или способ игры;
– принимать и исполнять назначенные ребенком роли и правила

      Свободная игра взрослого – игра, управляемая взрослым. Она во многом аналогична свободной детской игре. Взрослый выдумывает такую игру, которая может заинтересовать ребенка, он играет для ребенка. Когда ребенок включился в игру, взрослый остается ее хозяином: он может развивать тему в произвольных направлениях, устанавливать и поддерживать правила, делать невероятные вещи, шутить, фантазировать, проявлять творчество, выражать эмоции и т.д. Здесь утверждается право взрослого быть самим собой и право ребенка участвовать или не участвовать в такой игре.
      В этой игре взрослый старается поддержать инициативы ребенка, развить их, показать их ценность. В тоже время, ребенок получает возможность почувствовать гибкость и независимость взрослого.

      Обыгрывание бытовых событий – очень важная способность взрослого, позволяющая поднять настроение, решить конфликтные ситуации. Такая игра бывает необходимой для привлечения интереса ребенка к одеванию, уборке по дому, навыкам поддержания гигиены, приготовлению пищи и другим подобным занятиям, в которых ребенок плохо ориентируется, не видит смысла, не имеет навыков. Игра в быту не уменьшает серьезности быта, во-первых, потому что игра для ребенка – это серьезно, это очень важно, во-вторых, потому что обучение через игру означает добровольное, с энтузиазмом обучение ребенка важным элементам принятому в культуре поведению.

      Договорная совместная игра (групповая игра) – игра, управляемая всеми участниками в соответствии с принимаемыми всеми правилами. Ребенок вступает в игру добровольно и также добровольно может из нее выйти. Данная игра учит ребенка действовать по общим правилам для всех, быть в разных ролях, соблюдая ролевое поведение (например, роль того, кто водит или того, кто прячется–при игре в прятки). В таких играх дети получают чувственный опыт успешности и неуспешности следования ролевому поведению, учатся социальному взаимодействию, умению быть членом группы.
      Договорная совместная игра, должна соответствовать развитию ребенка, быть доступной для него. В такой игре обычно есть арбитр, т.е. наиболее компетентный игрок, наблюдающий за игровым процессом и поддерживающий соблюдение правил. Арбитр должен быть беспристрастным, последовательным и уравновешенным. Обычно ребенок сначала имеет возможность понаблюдать за игрой со стороны. Затем, когда ребенок изъявил желание поиграть вместе, ему объясняют правила и начинают играть.

      Дидактическая игра со специальными игровыми средствами – обычно имеет жесткие правила, нацелена на формирование определенных знаний и умений. В лучшем варианте, в игровом материале заложен контроль, т.е. ребенок сам может оценить свою успешность без помощи взрослого. Хорошо продуманная дидактическая игра позволяет ребенку выделить какое-либо качество, научиться какому-либо способу действий.
Дидактическая игра нуждается в грамотном использовании. Во-первых, велика опасность предложения ребенку непосильной игровой задачи. Если ребенок не понимает условий и цели игры, или не имеет достаточного развития координации движений – он не сможет проявлять в игре достаточной самостоятельности, чтобы почувствовать свою успешность. Во-вторых, игровой материал, с которым не позволяется играть разнообразно, может быстро надоесть.
  

СОБЫТИЯ В ЛЕКОТЕКЕ


 
 

КОНТАКТЫ

Москва, ул. Часовая, д. 5 А
+7 (499) 152-42-24
+7 (499) 152-02-51
email: lekoteka@mail.ru
 
По вопросам работы сайта: alexnaya @ yandex.ru
Постоянная выставка
 
«Вариативные формы дошкольного образования в системе Департамента образования города Москвы»
 
Читать далее...
Ассоциация
 
Вступайте в «Ассоциацию педагогов дошкольного образования» и секцию «Педагоги вариативных форм дошкольного образования»
 
Читать далее...