Реклама:

ОГЛАВЛЕНИЕ


Аутизм

Генетические нарушения

Гидроцефалия

Нарушения зрения

Нарушения слуха

Неврозы

Последствия жестокого обращения

Посттравматические расстройства

Синдром Вильямса

Синдром гиперактивности
и дефицита внимания


Синдром Дауна

Синдром Прадера-Вилли

Синдром Смита-Магениса

Слепоглухота

Сложные нарушения

Умственная отсталость

Усыновленные дети

Церебральный паралич

Эмоциональные и поведенческие нарушения

Эпилепсия

Детский церебральный паралич

Что это такое?

Детский церебральный паралич – это нарушение управления движениями тела, вследствие необратимого повреждения специфических отделов головного мозга, случившегося до, во время, после рождения, в первые месяцы или годы жизни. Церебральный паралич встречается приблизительно у 1 из 500 детей.

Основные причины паралича: повреждение белого вещества больших полушарий мозга у глубоко недоношенных детей (родившихся с массой тела менее 2000-2200 грамм), инсульты у новорожденных, бактериальные или вирусные энцефалиты, тяжелое кислородное голодание (асфиксия) при рождении или в первые дни жизни у доношенных новорожденных, токсическое поражение мозга – при желтухе тяжелая черепно-мозговая травма, прогрессирующая неоперированная гидроцефалия, асфиксия у детей вследствие несчастного случая (например – при попадании инородных тел, таких как игрушки или кусочки пищи в дыхательные пути), врожденные аномалии мозга.

Различают три основные формы церебрального паралича:
• спастический паралич, отличающийся высоким напряжением мышц и обусловленный повреждением клеток коры головного мозга или белого вещества больших полушарий [1]; в зависимости от количества парализованных конечностей выделяют моноплегию (рука или нога), диплегию (две ноги), гемиплегию (рука и нога с одной стороны), триплегию (две ноги и рука), тетраплегию или двойную гемиплегию (руки и ноги с двух сторон);
• атетоидный (гиперкинетический) паралич, отличающийся общим нарушением управления движениями во всем теле (речевой и лицевой мускулатуре, в шее, в туловище, в руках и ногах), резкими переменами мышечного тонуса, глубокой нарушением возможности приобретения и автоматизации двигательных навыков и связанный с поражением серого вещества в глубине больших полушарий (базальных ядер) [2];
• атаксический паралич, характеризующийся трудностью балансировки (сохранения равновесия тела) и обусловленных нарушением работы мозжечка [3].
• смешанная форма церебрального паралича.



Встречаются обратимые нарушения работы указанных двигательных центров головного мозга:
например – преходящий паралич после судорожного припадка, черепно-мозговой травмы, атаксия при врожденном гипотиреозе или передозировке противоэпилептических средств.

Бывают двигательные нарушения, не относящиеся к церебральному параличу и связанные с болезнью мышц, периферических нервов или двигательных клеток спинного мозга.
Эти состояния не следует путать с детским церебральным параличом.

У каждого конкретного ребенка с параличом имеются индивидуальные особенности нарушения движений, как по вовлечению частей тела, так и по выраженности симптомов

Симптомы и ранняя диагностика

Детский церебральный паралич проявляется в задержке двигательного развития, в уменьшении силы, объема, скорости, плавности, точности и частоты произвольных движений, в трудности удержания различных поз и перехода из одной позы в другую. Кроме того, специалисты выявляют аномалии мышечного тонуса и рефлексов.

В большинстве случаев первые признаки церебрального паралича у доношенных детей можно заметить не ранее 2.5 –3 месяцев, у недоношенных позже.
Общая последовательность "проявления" симптомов – от головы – к ногам. Сначала обращает на себя внимание неустойчивое удержание головы, затруднение поворота головы в стороны, появление и нарастание косоглазия. Позже становится заметным, ограничение подвижности рук и т.д. Очевидная картина расстройства формируется к 12 - 18 месяцам.

Развитие церебрального паралича можно с высокой вероятностью предсказать у недоношенных детей на основании данных нейросонографии (ультразвукового исследования мозга), проведенной в возрасте 1 и 2 месяцев. С меньшей вероятностью – у доношенных новорожденных, перенесших асфиксию – на основании оценки по шкале Апгар (3 балла и менее на 15-20 минуте после рождения).

Для раннего выявления церебрального паралича можно использовать проверочную таблицу, заполняемую на основании наблюдения за поведением ребенка.


Двигательные функции Месяцы
  2 4 6 9 12 15
Устойчиво держит голову в вертикальном положении            
Лежа на животе, опирается на предплечья и удерживает голову вертикально            
Нет косоглазия            
Лежа на спине, играет своими руками, смотрит на них            
Может высунуть язык изо рта            
Лежа на животе, опираясь на предплечье одной руки, другой берет предмет            
Вращает предплечье (при этом вращается кисть вместе с удерживаемой игрушкой)
           
Может перекладывать предметы из руки в руку            
Может держать по предмету в каждой руке            
Переворачивается со спины на живот, вращая туловище            
Сидя без поддержки может потянуться к игрушке, обернуться назад            
Хлопает в ладоши            
Встает на четвереньки            
Садится сам из позы лежа на спине            
Может захватить и держать маленький предмет кончиками I и II пальцев (пинцетный захват)
           
Бросает предметы            
Стоит без поддержки            
Ходит без поддержки
           
Встает с пола без поддержки из положения сидя            
Может аккуратно поставить один предмет на другой            
Может держать предмет на ладони            


возраст, в котором поведение наблюдается в норме

Если какое-то поведение из перечисленных в таблице не наблюдается в возрасте, обозначенном зеленым цветом, то следует показать ребенка врачу–неврологу !

Сочетанные с параличом расстройства

У некоторых детей с церебральным параличом встречаются такие нарушения как эпилепсия, умственная отсталость или задержка психического развития, нарушения обучения письму, чтению, счету, синдром гиперактивности и дефицита внимания, устной экспрессивной речи, слуха, зрения, проблемы приема пищи, ортопедические проблемы (например – подвывих бедра).

Помощь

Лечения церебрального паралича не существует, так как поврежденные участки мозга не восстановимы. Однако всегда есть возможность помочь ребенку быть более успешным и более самостоятельным. В этом отношении могут быть полезны технические средства, специальное оборудование, занятия и советы специалистов по развитию движений.
• Наиболее эффективно психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка специалистами, начиная с первых месяцев жизни.
При этом должны своевременно решаться следующие задачи:
понимание родителями сущности проблем ребенка, его ближайших перспектив развития и основных потребностей, принятие ребенка семьей таким, какой он есть, освоение членами семьи основных приемов и правил ухода и воспитания малыша, способов наиболее эффективного общения с ребенком, освоение приемов физической помощи ребенку (элементов кинезиотерапии) и развивающих игр, способствующих его двигательному и психическому развитию, приобретение специального оборудования, обеспечение адекватной развивающей среды.
Все это закладывает основу для получения хорошего образования, способствует развитию максимально возможной самостоятельности.

Прогноз

• В некоторых случаях на основании обследования головного мозга младенцев при помощи нейросонографии, магнитно-резрнансной или компьютерной (рентгеновской) томографии можно говорить о вероятности развития церебрального паралича и его тяжести.
• В тяжелейших случаях, в 2 года можно предполагать, что ребенок никогда не будет самостоятельно ходить. Большинство детей с менее тяжелыми нарушениями обычно начинают ходить сами до 8 – 10 лет.
• Наилучшая для ребенка позиция родителей – это сочетание оптимизма и реализма, т.е. веры в потенциал развития ребенка и понимания его реальных возможностей в настоящее время.
• Многие дети с церебральным параличом имеют нормальный общий интеллект, при этом, у некоторых имеются специфические трудности в обучении (в освоении навыков чтения, рисования, письма, счета). Учитывая ограниченные возможности двигательной сферы, часто – запоздалое развитие речи, очень трудно оценить умственные ресурсы ребенка и его потенциальный образовательный маршрут раньше, чем в возрасте 5-6 лет. Наверх страницы   
  

СОБЫТИЯ В ЛЕКОТЕКЕ


 
 

КОНТАКТЫ

Москва, ул. Часовая, д. 5 А
+7 (499) 152-42-24
+7 (499) 152-02-51
email: lekoteka@mail.ru
 
По вопросам работы сайта: alexnaya @ yandex.ru
Постоянная выставка
 
«Вариативные формы дошкольного образования в системе Департамента образования города Москвы»
 
Читать далее...
Ассоциация
 
Вступайте в «Ассоциацию педагогов дошкольного образования» и секцию «Педагоги вариативных форм дошкольного образования»
 
Читать далее...