Реклама:

ОГЛАВЛЕНИЕ


 Игра |  Игрушки
 

ИГРА

      Игра для ребенка – это добровольно выбранная активность, непосредственно не направленная на удовлетворение биологических потребностей, в которой ребенок чувствует себя безопасно, успешен, испытывает удовольствие, получает новый опыт.

     Совместная игра-развлечение – это организуемое взрослым воздействие на ребенка (например – катание ребенка на себе, «забодаю-забодаю» и т.д.), дающие малышу интенсивные приятные ощущения. Взрослый выступает в заданной упрощенной роли, (лошадки, козы…), ждет реакций ребенка и отвечает на них. Ребенок категорически не должен насильно вовлекаться в такие игры (как и в любые другие).
     Главное значение таких игр – установление теплых, доверительных отношений, поднятие настроения.

     Свободная детская игра – игра, управляемая ребенком. С чем бы ребенок ни играл, кого бы ни привлекал, содержание (тема) игры и ее ход контролируется ребенком. В этой игре если и есть оценка происходящего, то она исходит от ребенка. Эта игра дает ощущение внутренней свободы, уверенности в себе, достоинства, открывает дорогу творчеству, способствует раскрытию способностей, развитию воображения, самосознания, самостоятельности, умению почувствовать себя в роли другого.
     Чтобы понять и принять такую игру, а тем более в ней участвовать, родителям необходимо уметь:
– наблюдать за ребенком;
– видеть в увлеченном занятии ребенка игровую тему;
– уважать выбор ребенка;
– оказывать ребенку эмоциональную поддержку;
– создавать условия для продолжения и развития игры;
– ненавязчиво помогать быть успешным;
– помогать ребенку поддерживать ориентировку и интерес;
– не оценивать действия и высказывания ребенка («хорошо»/«плохо», «правильно»/«неправильно»);
– не устанавливать условных запретов (как играть, во что играть, что говорить…);
– неагрессивно утверждать безусловные запреты (нападать на партнера, ломать мебель и т.п.)
– не задавать вопросов, проверяющих знания ребенка;
– не сбивать ребенка с темы игры;
– не прерывать игру ребенка;
– не навязывать свою тему или способ игры;
– принимать и исполнять назначенные ребенком роли и правила

     Свободная игра взрослого – игра, управляемая взрослым. Она во многом аналогична свободной детской игре. Взрослый выдумывает такую игру, которая может заинтересовать ребенка, он играет для ребенка. Когда ребенок включился в игру, взрослый остается ее хозяином: он может развивать тему в произвольных направлениях, устанавливать и поддерживать правила, делать невероятные вещи, шутить, фантазировать, проявлять творчество, выражать эмоции и т.д. Здесь утверждается право взрослого быть самим собой и право ребенка участвовать или не участвовать в такой игре.
     В этой игре взрослый старается поддержать инициативы ребенка, развить их, показать их ценность. В тоже время, ребенок получает возможность почувствовать гибкость и независимость взрослого.

      Обыгрывание бытовых событий – очень важная способность взрослого, позволяющая поднять настроение, решить конфликтные ситуации. Такая игра бывает необходимой для привлечения интереса ребенка к одеванию, уборке по дому, навыкам поддержания гигиены, приготовлению пищи и другим подобным занятиям, в которых ребенок плохо ориентируется, не видит смысла, не имеет навыков. Игра в быту не уменьшает серьезности быта, во-первых, потому что игра для ребенка – это серьезно, это очень важно, во-вторых, потому что обучение через игру означает добровольное, с энтузиазмом обучение ребенка важным элементам принятому в культуре поведению.

     Договорная совместная игра (групповая игра) – игра, управляемая всеми участниками в соответствии с принимаемыми всеми правилами. Ребенок вступает в игру добровольно и также добровольно может из нее выйти. Данная игра учит ребенка действовать по общим правилам для всех, быть в разных ролях, соблюдая ролевое поведение (например, роль того, кто водит или того, кто прячется–при игре в прятки). В таких играх дети получают чувственный опыт успешности и неуспешности следования ролевому поведению, учатся социальному взаимодействию, умению быть членом группы.
     Договорная совместная игра, должна соответствовать развитию ребенка, быть доступной для него. В такой игре обычно есть арбитр, т.е. наиболее компетентный игрок, наблюдающий за игровым процессом и поддерживающий соблюдение правил. Арбитр должен быть беспристрастным, последовательным и уравновешенным. Обычно ребенок сначала имеет возможность понаблюдать за игрой со стороны. Затем, когда ребенок изъявил желание поиграть вместе, ему объясняют правила и начинают играть.

     Дидактическая игра со специальными игровыми средствами – обычно имеет жесткие правила, нацелена на формирование определенных знаний и умений. В лучшем варианте, в игровом материале заложен контроль, т.е. ребенок сам может оценить свою успешность без помощи взрослого. Хорошо продуманная дидактическая игра позволяет ребенку выделить какое-либо качество, научиться какому-либо способу действий.
Дидактическая игра нуждается в грамотном использовании. Во-первых, велика опасность предложения ребенку непосильной игровой задачи. Если ребенок не понимает условий и цели игры, или не имеет достаточного развития координации движений – он не сможет проявлять в игре достаточной самостоятельности, чтобы почувствовать свою успешность. Во-вторых, игровой материал, с которым не позволяется играть разнообразно, может быстро надоесть.

ИГРУШКИ

     Игрушка – это средство для поддержки игры. В качестве игрушки может выступать партнер по игре (взрослый или другой ребенок), любой предмет, самодельное или специально изготовленное производителями изделие, от мяча или пластилина до игровых компьютерных программ. Ценность игрушки для данного ребенка определяется исключительно ее способностью поддержать игру.

Какие игрушки приобретать?
     С экономической точки зрения наиболее выгодно покупать те игрушки, которые максимально долговечны и многофункциональны. К ним, в частности, относятся сделанные из прочных материалов мячи, фигурки людей и животных, конструкторы, большие машины, игрушечная еда, модели бытовых предметов, включая посуду, столовые приборы и т.п..
     С точки зрения уникальности получаемого ребенком чувственного и игрового опыта важно приобретать расходные материалы (краски, фломастеры, пластилин, бумага, клей и т.д.) и, по–возможности, довольно дорогие специальные средства, такие как шумовые музыкальные инструменты (кастаньеты, барабаны…) или спортивное оборудование.
     С точки зрения поддержки довольно сложных групповых (договорных совместных) игр, очень эффективны относительно недорогие игрушки из картона и пластмассы (лото, карты, шашки, шахматы и т.п.).
     С точки зрения развития перспективных адаптивных навыков и самостоятельности полезны творческие компьютерные игры.
      Дополнительная информация
  Каталог



Первые игрушки и сопутствующее оборудование
(Примерный перечень рекомендуемых игрушек, развивающих материалов и оборудования для детей от рождения до 3-х лет)

0 - 2месяца
Подвижная музыкальная карусель, крепящаяся над кроваткой.
Игрушки с подвижными частями и фиксированной мелодией –3-6 месяцев
Висящие погремушки- "бусы", подвески
Погремушки ("гантели", кольца, шар с рукояткой и т.д.).
Мячи разных размеров
Мячик с колокольчиком внутри
Игрушки- пищалки
Неваляшки
Аудиокассеты с музыкой, адаптированной для малышей (серия "Happy baby", "Знаки зодиака", "Классика для малышей" и др.).
Детское креслице с наклонной спинкой.
Коврик (упругий, моющийся).

6 -12 месяцев
Активный центр
Книжки-картинки с плотными страницами, лучше -моющимися
Набор для игры с водой
Игрушки для жевания, кусания
Пирамидка с крупными кольцами и толстым стержнем
Мягкая игрушка (может быть музыкальная)
Машинка среднего размера с веревочкой
Игрушечный телефон
Корзинка, сумочка.
Набор пластмассовой посуды
Коробочки с крышками.
Стульчик со столиком
Игрушка, на которой можно сидеть (лошадка и т.д.)
Качели
Ходунки (не рекомендуются для детей с повышенным мышечным тонусом)
Прыгунки (не рекомендуются для детей с повышенным мышечным тонусом)

1 -1.5 года
Пастель, мелки, карандаши, фломастеры
Наборы кубиков, блоков для конструирования (разных по цвету и величине).
Набор форм, вставляющихся друг в друга
Мягкие куклы среднего размера
Тряпичная (гибкая) кукла
Фигурки животных (средние)
Куклы с подвижными частями тела (маленькая и средняя)
Кукла, одевающаяся на руку (лучше–с большим открывающимся ртом)
Мягкие игрушки–зверюшки
Металлофон
Тамбурин
Барабан
Свисток, дудочка
Книжки с картинками
Книжки с короткими стихотворениями для детей
Большая грузовая машина со съемным водителем
Большая легковая машина со съемным водителем
"Почтовый ящик", лучше–с прозрачными стенками (коробка или ведерко с крышкой, имеющей отверстия различной формы и соответствующие им вкладыши)
Матрешка
Составные игрушки из 2-3-х частей (например, "Лего")
Самокат ("машина", "лошадка" и т.п.)
Подвижная игрушка на колесиках ("бабочка" и т.д.)- на шесте или на веревочке
Игрушки-модели предметов, людей, животных -1.5-2 года Конструкторы «Лего»
Парные картинки, лото
Кисти, краски (не токсичные)
Набор для нанизывания ("Бусы")
Игрушечная мебель
Пластилин и другие материалы для лепки
Пазлы (простые)
Разрезные картинки из 2-3-х частей
Кегли
Сказки ("Репка", "Теремок" и др.). Хрестоматия для детей от 2 до 4 лет
Миниатюрные модели бытовых предметов
Игрушечный набор "Семья"
Наборы для ролевой игры ("Инструменты", "Доктор", "Кухня", "Парикмахерская" и др.)
Игрушечный транспорт (поезд, кораблик, самолет и др.)
Набор для игры с песком

2-3 года
Модель дома
Конструкторы «Лего»
Пазлы (для составления целого из частей)
Фигурки животных с детенышами (лото: животные с детенышами "Найди маму")
Одежда для кукол по сезону
Игрушечные часы
Куклы для театра
Наверх страницы   
  

СОБЫТИЯ В ЛЕКОТЕКЕ


 
 

КОНТАКТЫ

Москва, ул. Часовая, д. 5 А
+7 (499) 152-42-24
+7 (499) 152-02-51
email: lekoteka@mail.ru
 
По вопросам работы сайта: alexnaya @ yandex.ru
Постоянная выставка
 
«Вариативные формы дошкольного образования в системе Департамента образования города Москвы»
 
Читать далее...
Ассоциация
 
Вступайте в «Ассоциацию педагогов дошкольного образования» и секцию «Педагоги вариативных форм дошкольного образования»
 
Читать далее...