Главная |
Новости |
Центр |
Специалисту |
Родителям |
F.A.Q |
|
Непрочитанные вами публикации:
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
cпециалисту Родителям Прочее Занятное разное
ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ |
||||
Модель Российская ЛекотекаПринципы психолого-педагогического сопровождения
детей с проблемами развития Первое, что должны учитывать взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами,это жизненную необходимость игры для детей раннего возраста как основного источника знаний, навыков и хорошего настроения. Осознавая важность игры, необходимо не только специально создавать игровые ситуации и обеспечивать ребенка игрушками, но и быть готовым обыграть любую текущую ситуацию. Игровые действия взрослого при этом должны быть выразительными, мягкими, адекватными возможностям ребенка Желательно придерживаться ролей организатора игровой среды, демонстратора, наблюдателя, активного и эмпатического слушателя, собеседника, приглашенного партнера, если необходимо –генератора идей. Малыш может выбирать "глупую", "примитивную" с точки зрения родителей игру. Но это выбор ребенка, на который он имеет право. Ребенок вряд ли будет играть в то, что не имеет для него никакого смысла. В этой ситуации взрослый должен постараться поддержать эту игру, стать ее участником и лишь только после установления партнерских отношений показать возможности ее модификации (если игра действительно слишком бедна и монотонна). Необходимо быть чрезвычайно чувствительным к сигналам ребенка, показывающим его отношение к игре и игрушкам. Особенно недопустимы проявления критики к действиям малыша, необоснованное прерывание детской игры. Не менее опасно для развития ребенка безразличие к его игре Каждый ребенок рождается со своими задатками. Генетические причины, заболевания и среда определяют направление его индивидуального развития. Особенности темперамента малыша, сильные и слабые стороны психики проявляются постепенно в процессе его взаимодействия с окружением. Умение замечать и осознавать характерные черты поведения ребенка может помочь взрослым удержаться от непроизвольного и формального подталкивания его к неинтересным играм (в силу их сложности или малой привлекательности). Мнение специалиста может оказаться полезным на этапе оценки функциональной компетентности ребенка и первичного подбора необходимых игрушек. После этого желательно проведение игрового эксперимента, во время которого может быть получена важная информация об игровых потребностях ребенка, его игровом стиле, игровых навыках и игровых стереотипах родителей. На основе полученной информации возможно проектирование адекватной игровой деятельности и разумного выбора игрушек Необходимость оборудования игровой среды для ребенка кажется очевидной. Тем не менее, в некоторых семьях этому не уделяется должного внимания, даже при наличии достаточного количества места для создания детского уголка. В таких случаях игрушки ребенка, которые также могут быть приобретены бездумно, равномерно распределяются по всей квартире; может отсутствовать оборудование, необходимое для игры ребенка в различных позах (лежа, сидя, стоя). Причиной такого положения вещей чаще всего является непонимание родителями важности событий, происходящих во время детской игры, для развития ребенка. Невозможно придумать универсальную оптимальную среду для ребенка с особенностями развития. Оборудование домашнего игрового пространства должно быть тщательно спланировано в зависимости от характера нарушений и трудностей развития. Вся игровая среда должна быть организована, что облегчает приспособление к ней ребенка и приучает его к порядку. Специалисты Лекотеки призваны оказать родителям квалифицированную консультативную помощь в этих вопросах. Необходимые элементы оборудования игровой среды для ребенка должны, как правило, приобретаться или самостоятельно изготавливаться родителями. Лишь в случае невозможности этого по какой-либо причине или при наличии у ребенка специфических потребностей, некоторое оборудование может быть предоставлено во временное пользование Лекотекой. Принципы взаимодействия специалистов Лекотеки с родителями
Вхождение семьи в целевую группу Лекотеки должно сопровождаться подписанием договора о сотрудничестве, в котором оговариваются права и обязательства сторон, время и условия действия договора, порядок решения спорных вопросов. Специалисты Лекотеки в своих отношениях с родителями исходят из принципов уважения, признания родительской компетентности, из веры в их способность понимать ребенка, обучаться и находить оптимальные способы решения возникающих проблем. Это открывает путь к равноправному партнерству во благо ребенка. Основные направления психолого-педагогического сопровождения семьи
Отправной точкой сотрудничества с родителями является оказание им помощи в понимании сущности имеющихся у ребенка отклонений и динамики их развития, в идентификации и осознании сильных и слабых сторон ребенка. Для этого могут быть использованы специальные формы для регистрации достижений малыша. Осознание взрослыми имеющихся проблем и ресурсов развития ребенка подготавливает их к направленному поиску наиболее эффективных способов формирования его личности Негативный собственный опыт, навязчивые (порой неверные) советы окружающих, отсутствие специальных знаний, давление ситуации утраты надежд на благополучное будущее ребенка, концентрация внимания на поиске радикального изменения ситуации, нарушение семейного функционирования часто мешают родителям быть любящими и позитивными по отношению к малышу. Невнимание, раздражительность, директивность, гиперпротекция часто становятся привычными чертами родительского стиля воспитания. Специалисты Лекотеки должны знакомить родителей с примерами позитивного подхода к воспитанию и с преимуществами гуманистической концепции в отношении к детям. После того, как между родителями и специалистом установлены доверительные отношения, становится возможным начало конструктивного сотрудничества. Достаточно эффективна в этом отношении смешанная техника, включающая в себя активное и эмпатическое слушание, переходящее в "мозговой шторм", с последующим принятием компромиссного решения о внедрении нового вида игры или совершенствования развивающей среды. Затем–игровой эксперимент и договоренность о сроках и технике реализации намеченного игрового плана. Большинство родителей проявляет высокую заинтересованность к расширению спектра игровой активности с ребенком, но им не хватает опыта и знаний по игре с детьми от 0 до 4 лет. В Лекотеке должен быть соответствующий информационный ресурс в виде книг, видеокассет, образцов игрушек сделанных родителями. В функциональные обязанности специалиста Лекотеки должно входить ознакомление родителей с этим ресурсом. Несомненно будут востребованы и другие виды информации: о правах родителей, воспитывающих детей-инвалидов, о конкретных видах нарушений у детей, о родительском опыте воспитания детей с особыми нуждами, о доступных возможностях углубленного обследования или приобретения реабилитационных средств (колясок, очков, слуховых аппаратов и т.д.), о других организациях, оказывающих помощь детям с особым развитием, о культурных мероприятиях, отдыхе. Один из возможных компонентов работы Лекотеки –это предоставление родителям во временное пользование на дому различных средств: игрушек, игрового и специального оборудования, аудио и видеокассет, печатной продукции. Другой не менее значимый аспект–передача родителям эффективных технологий игры, воспитания и общения. Это может быть реализовано во время консультаций, индивидуальных и групповых занятий, тренингов. В процессе адаптации семьи к инвалидности ребенка, члены семьи не редко теряют старые контакты с родственниками, друзьями, знакомыми, сослуживцами. Самоизоляция семьи препятствует налаживанию нарушенного семейного функционирования, ограничивает возможности психологической стабильности и личностного роста отдельных ее членов. Поэтому сотрудники Лекотеки должны всячески содействовать установлению связей между семьями и позитивным контактам, включая передачу опыта и знаний, культурный обмен, расширение включения детей в разнообразные виды активности. Основные формы работы
Консультация–это встреча специалиста Лекотеки с родителями (воспитателями), во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей. Диагностический игровой сеанс представляет собой совместную игру родителей (воспитателей) с ребенком в специально оборудованном зале. Специалист ведет наблюдение за происходящим, в идеале–ДИС фиксируется на видеокассету. Результаты наблюдения фиксируются на формализованных бланках. По результатам ДИС составляется сезонный план сопровождения семьи. Во время терапевтического игрового сеанса (обычно–40 минут) происходит игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда–с участием родителей (воспитателей). Перед началом ТИС и после его окончания специалисты коротко (5 минут) беседуют с родителями (воспитателями). После ТИС специалист заполняет протокол. В групповой родительский тренинг участники включаются добровольно. Обычно–это тренинги по общению, игре, ассертивности, арт-методам, специальным техникам, по изготовлению игрушек и другие. В ряде случаев родителям предлагается участвовать в тренинге исходя из результатов ДИС. Ресурсы Лекотеки
Деятельность Лекотеки связана с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре. Эти средства должны перекрывать все основные потребности ребенка с особыми нуждами, связанные с организацией его игровой деятельности. Материальная база Лекотеки должна включать как минимум следующие разделы:Следует отметить, что многие игрушки могут использоваться для развития различных сторон психики ребенка. Предоставление средств Лекотеки во временное пользование может осуществляется при наличии в Лекотеке дубликатов. Обычно это делает специалист после ТИС, при этом он подбирает средства, необходимые малышу, демонстрирует варианты игры с ребенком его родственникам или няне. Специалисты Лекотеки
Специфика работы Лекотеки требует от специалиста углубленных знаний во многих областях психологии и специальной педагогики, ориентированности в особенностях нормального и патологического психомоторного развития детей в первые годы жизни, навыков практической работы с семьями, воспитывающими детей раннего возраста с отклонениями в развитии. Базовым образованием будущего сотрудника Лекотеки может быть высшее психологическое, педагогическое или медицинское. Профессиональная переподготовка специалиста предусматривает теоретический курс (72 часа), тренинговый курс (72 часа) и супервизию
|
| |||||