| Название реакции |
Приблизительный возраст возникновения реакции |
Возраст первого выявления реакции |
| Улыбается, издает радостные звуки в ответ на голос и улыбку взрослого. |
2 месяца |
|
| Поддерживает зрительный контакт с говорящим. |
3 месяца |
|
| Оживляется, подает голос, когда на него смотрят или к нему обращаются. |
4 месяца |
|
| Протестует, когда теряет взгляд взрослого или когда взрослый собирается уходить. |
4 месяца |
|
| По ситуации понимает, что его сейчас будут кормить и успокаивается. |
5 месяцев |
|
| Обменивается со взрослым звуками, выражением лица по очереди. |
5 месяцев |
|
| Отворачивается, плачет, пытаясь избежать нежелательного события или контакта. |
6 месяцев |
|
| Выражает интерес к человеку взглядом, попыткой дотянуться или голосом. |
6 месяцев |
|
| "Требуя" продолжения какого-либо занятия, начинает двигаться, ищет зрительного контакта или подает голос, хнычет. |
6 месяцев
|
|
| Улыбается своему отражению в зеркале. |
6 месяцев |
|
| Повторяет действие, вызывающее интересную реакцию взрослого (например –смех). |
8 месяцев |
|
| Движениями и звуками привлекает к себе внимание взрослых. |
8 месяцев |
|
| Тянет руки навстречу взрослому. |
8 месяцев |
|
| Играет "в прятки". |
8 месяцев |
|
| Подражает интонации говорящего. |
10 месяцев |
|
| Свое настроение выражает изменением голоса (тона, громкости). |
10 месяцев |
|
| Подражает выражению лица взрослого. |
10 месяцев |
|
| Понимает несколько жестов: указательный, "до свидания", "иди ко мне", "нельзя" и т.п. |
11 месяцев |
|
| Поворачивается, когда его зовут. |
1 год |
|
| Специально бросает предметы, чтобы их поднимали. |
1 год |
|
| Проявляет удовольствие, когда хвалят. |
1 год |
|
| Использует указательный жест. |
1 год 1 месяц |
|
| Использует 2 жеста и более: "до свидания", "ладушки", "большой" и т.п. |
1 год 2 месяца |
|
| Зовет кого-нибудь, чтобы помогли. |
1 год 3 месяца |
|
| Использует знак "да"–кивает головой. |
1 год 4 месяца |
|
| Показывает или предлагает игрушки (предметы) другим. |
1 год 4 месяца |
|
| Обращает внимание на плачущего ребенка. |
1 год 4 месяца |
|
| Использует жесты, звуки, отдельные слова, чтобы показать чего он хочет. |
1 год 4 месяца |
|
| Приветствует знакомых людей доступными средствами. |
1 год 4 месяца |
|
| Использует знак "нет"–качает головой в стороны. |
1 год 6 месяцев |
|
| Легко повторяет увиденные жесты. |
1 год 8 месяцев |
|
| Начинает плакать, чтобы добиться своего |
1 год 8 месяцев |
|
| Использует более 10 жестов и других выразительных средств. |
2 года |
|
| Любит играть рядом с другими детьми, наблюдать за ними, иногда пытается вступить в контакт. |
2 года
|
|
| Знает, чего нельзя делать, но пытается "спровоцировать" взрослых на запрет. |
2 года |
|
| "Отыгрывает" на кукле знакомое взаимодействие со взрослым (кормит ее ложечкой, укладывает спать и т.д.). |
2 года
|
|
| Изображает поведение взрослого. |
2 года 6 месяцев |
|
| Понимает и употребляет слова "я", "мой". |
2 года 6 месяцев |
|
| Вступает в контакт с детьми и взрослыми. |
3 года |
|
| Постоянно задает вопросы. |
3 года |
|