ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ


 

 

Образовательный маршрут

      Родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями, часто интересует вопрос, где и как их дети могут получить образование. При решении данного вопроса необходимо учитывать ряд факторов:
• ранее выявление проблем в развитии ребенка и своевременное обращение к специалистам.
• образовательный маршрут будет зависеть от возраста ребенка, его диагноза, его возможности в усвоении образовательных программ.
• возможность и желание семьи обучаться у специалистов и проводить занятия со своим ребенком дома.
• наличие в регионе, где проживает семья, коррекционных специальных и других образовательных учреждений для детей с проблемами в развитии..

К сожалению, некоторые родители пренебрегают коррекционными и специальными образовательными учреждениями и пытаются определить ребенка в массовый ДОУ, школу Однако всегда следует учитывать ряд обстоятельств при устройстве ребенка в массовое (ДОУ, школа)., образовательное учреждение:

• насколько Ваш ребенок готов к такому обучению.
• все образовательные учреждения работают по определенным программам и ребенок обучающихся по этим программам должен выполнять государственный стандарт образования.
• наличие специалистов в данном учреждении способных оказать профессиональную помощь вашему ребенку.

По данным управления специального образования Министерства образования РФ, 4,5 %, от общего количества российских детей относится к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном ) образовании, отвечающем их особым образовательным нуждам.

В системе специального образования в последнее время произошли серьезные позитивные сдвиги, в частности приняты новые типовые положения для учреждений образовательного, санаторно-оздоровительного типа, для учреждений, в которых дети проходят длительное лечение и получают психолого- педагогическую и медико- социальную помощь и др. Подготовлен проект Федерального закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья ( специальном образовании), разработаны концепции реформирования системы специального образования и службы специальной психологии в образовании. В последнее время школы и группы для детей с выраженнми расстройствами эмоционально- волевой сферы и поведения, детей с глубокой умственной отсталостью, детей со сложными комбинированными нарушениями развития, и мы надеемся, что в ближайшее время любой ребенок с проблемами в развитии и его семья смогут получить психолого-педагогическую помощь

I. Психолого – медико – педагогическая диагностика

Для определения образовательного маршрута ребенка необходимо провести комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику. Эту работу в системе образования выполняют Психолого-медико-педагогические комиссии и Психолого – педагогические – медико – социальные центры ( ППМС – центры)

1. Психолого – медико – педагогические комиссии (ПМПК)

ПМПК является учреждением системы образования и реализует консультативно диагностическую и коррекционно-педагогическую деятельность в отношении детей с отклонениями в развитии от рождения до 18 лет.

К структурным единицам ПМПК относятся:
1-й уровень – психолого – медико – педагогические консилиумы (ПМП – консилиумы) образовательных учреждений;
2-й уровень – психолого – медико – педагогические комиссии (ПМПК) муниципального уровня (районные, городские);
3-й уровень – психолого – медико – педагогические комиссии регионального уровня (Р)ПМПК: областные, краевые, республиканские.

Цель ПМПК – организация помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания.

. Основными задачами ПМПК являются:

• своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии;

• комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей;

• определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с отклонениями в развитии;

• содействие и инициирование организации условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

• внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми;

• формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии;

• своевременное направление детей в научно-исследовательские, лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;

• консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;

• участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;

• содействие процессам интеграции в обществе детей с отклонениями в развитии.

2. Психолого – педагогические – медико – социальные центры
( ППМС – центры)

Основными задачами учреждения являются:

• оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;
• осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям;
• оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.

Основными направлениями деятельности учреждения являются:

• организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным, дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья;

• диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей; организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;

• психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;

• проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;

• оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации; анонимное консультирование детей с целью снятия стресса.

II. Учреждения образования

После проведения комплексной диагностики специалисты ПМПК, ППМС- центра должны ознакомить вас с предполагаемым образовательным маршрутом для Вашего ребенка.
В настоящее время в системе образования РФ возможны следующие варианты по оказанию помощи в развитии и обучении детям с проблемами в развитии.

1. Служба Ранней помощи (СРП).

Для детей в возрасте от 0 до трех лет. с проблемами в развитии на территории РФ создаются Службы Ранней помощи (раннего вмешательства) и Лекотеки..
Высокая эффективность психолого-медико-педагогической помощи детям грудного и раннего возраста с отклонениями в развитии доказана мировой практикой. В историческом плане раннее вмешательство в большинстве развитых стран выделилось из сферы медицины и перешло в сферу образования. Такое организационное перемещение было связано с развитием международного права в области защиты детей и вытеснения медицинских методов абилитации психолого-педагогическими.
В России, на фоне демократических преобразований и изменения федерального закона об образовании, среди специалистов в области педиатрии, детской неврологии, детской психологии и дефектологии появился интерес к достижениям зарубежных коллег в указанной области и возникло желание создавать аналогичные службы.

Задачи службы ранней помощи

• адаптация членов семьи к появлению в ее составе ребенка-инвалида,
• поддержка усилий родителей, направленных на улучшение качества жизни ребенка, его воспитание и обучение, развитие независимости, подготовку к интеграции в социум,
• проведение абилитации,
• ориенти ровка родителей в соответствующих социально-правовых вопросах, а также в организациях, оказывающих необходимые помощь и услуги.

В основе деятельности СРП лежат следующие принципы:

• воздействие на семью в целом,
• партнерские отношения специалистов и родителей,
• поддержка инициативы родителей и их объединения для расширения возможностей и видов помощи детям, включая вовлечение родителей в работу непосредственно в СРП,
• создание условий для непрерывного профессионального роста сотрудников и расширения области их компетентности,
• ориентировка на передовой отечественный и зарубежный опыт, имеющиеся международные стандарты, е) координация деятельности СРП с региональными учреждениями здравоохранения, образования и социальной защиты,
• сотрудничество с государственными и общественными организациями, имеющими сходные цели,
• сотрудничество с местными органами власти.

В СРП сложились следующие формы работы: а) медицинская экспертиза, б) домашнее визитирование, в) групповые занятия, г) пролонгированное консультирование, д) семинары для родителей, е) психотерапевтическая работа с родителями, ж) семинары для родителей.

2. Лекотека

Лекотека реализует коррекционные и образовательные программы, а также психологическое сопровождение семьи на основе использования игровых методов и ресурсов Лекотеки.

Цель Лекотеки – обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 11 лет с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями и их семей с использованием игро- и арт-терапевтических методов для социализации, поддержки развития личности детей и формирования предпосылок учебной деятельности.

Основными задачами Лекотеки являются:

• проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции при помощи игры у детей от 2 месяцев до 11 лет с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
• обучение родителей (законных представителей), специалистов образовательных учреждений, педагогов других учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии, и пользованию средствами Лекотеки.
•психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с нарушениями в развитии, включая детей-инвалидов, от 2 месяцев до 11 лет.
• психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 11 лет с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями (с согласия родителей);
• помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком.
• подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка.
• поддержка инициатив родителей в области организации программ взаимодействия семей, обслуживаемых Лекотекой.

3. Группы кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях разных видов

Цели и задачи организации групп кратковременного пребывания:

• оказаниесвоевременной систематической психолого-медико-педагогической помощи детям, в том числе и детям с проблемами в развитии,
• консультативно-методическая поддержка родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка,
• социальная адаптация детей и формирование предпосылок учебной деятельности

По результатам социально-педагогического исследования были выделены следующие модели кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении:

• кратковременное пребывание детей 3-7 лет в закрепленной группе детского сада ;
• кратковременное пребывание детей 3-7 лет в специально выделенном групповом помещении ;
• адаптационные группы кратковременного пребывания детей ясельного возраста, которые затем будут посещать данное дошкольное образовательное учреждение,прогулочные группы;
• семейные группы кратковременного пребывания (для детей 1-3 лет и их родителей) в специально организованных семейных комнатах;
• группы кратковременного пребывания по обслуживанию детей 2-7 лет специалистами и медицинским персоналом дошкольного образовательного учреждения в кабинетах (это могут быть и коррекционные группы кратковременного пребывания);
• патронажные услуги для детей-инвалидов, которые оказываются на дому, в сочетании с кратковременным пребыванием детей в детском саду;
• группы кратковременного пребывания детей 5-7 лет по подготовке их к школе в вечернее время;
• группы выходного дня.
      Данная классификация, возможно, со временем будет уточнена и дополнена по мере дальнейшего развития новых форм дошкольного образования.

4. Интегративные группы в дошкольных образовательных учреждения
комбинированного вида.

В ДОУ комбинированного вида могут быть организованы общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные группы в разном сочетании. Внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений интегрированного воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

Особое внимание должно уделяться интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников

Задачи создания интегративных групп

•осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении;

• проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;

• оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии но отстающим от возрастной нормы;

• обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки

5. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения

Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии существуют следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения:

• специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад;
• специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;
• специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии.

Основными задачами специального (коррекционного) учреждения являются:

• оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;
• осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям;
• оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.

Основными направлениями деятельности специального (коррекционного) учреждения являются:

• организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным, дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья;
• диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;
•организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;
• психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;
• проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;
оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации;
•анонимное консультирование детей с целью снятия стресса.

Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а также уровень реализуемых образовательных программ определяются Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации в зависимости от вида специального (коррекционного) образовательного учреждения.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение (далее – коррекционное учреждение) I вида создается для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.

Коррекционное учреждение I вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

• 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 5–6 лет (в зависимости от учебных предметов) или 6–7 лет (с учетом подготовительного класса);
• 2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – 5–6 лет);
• 3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения –2 года).

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида

Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе.

Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и позднооглохших детей создаются два отделения:

• 1 отделение – для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;
• 2 отделение – для воспитанников с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.

Коррекционное учреждение II вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

• 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения в 1 отделении – 4–5 лет, во 2 отделении – 5–6 или 6–7 лет);
• 2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения в 1 и 2 отделениях–6 лет).
• 3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения в 1 отделении –2 года).

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов

Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе

В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте.

Коррекционное учреждение III вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

• 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4–5 лет);
• 2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – 5–6 лет);
• 3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения –2 года).

Общий срок обучения–12 лет.

В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близи), форма и течение патологического процесса. Также могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии.

Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения зрения.

Коррекционное учреждение IV вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

• 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4 года);
• 2 ступень– основное общее образование (нормативный срок освоения – 6 лет);
• 3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения –2 года).

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида

Коррекционное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.

Коррекционное учреждение V вида имеет в своем составе два отделения или одно отделение.

В 1 отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой ступени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием.

Во 2 отделение принимаются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

Коррекционное учреждение V вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:

в 1 отделении:
• 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4-5 лет);

• 2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – б лет);

во 2 отделении:
• 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4 года);

• 2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – 6 лет).

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида

Коррекционное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.

Коррекционное учреждение VI вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

• 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4–5 лет);
• 2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – 6 лет);
• 3 ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения – 2 года).

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида

Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.

Коррекционное учреждение VII вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:

• 1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 3–5 лет).
• 2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – 5 лет).

Прием детей в коррекционное учреждение VII вида осуществляется только в подготовительный, 1 и 2 классы (группы) (в 3 класс – в порядке исключения).

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида

Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально–психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Сроки обучения в коррекционном учреждении VIII вида могут быть девять–одиннадцать лет
(с выдачей обучающимся свидетельств установленного образца)  

СОБЫТИЯ В ЛЕКОТЕКЕ


 
 

КОНТАКТЫ

Москва, ул. Часовая, д. 5 А
+7 (499) 152-42-24
+7 (499) 152-02-51
email: lekoteka@mail.ru
 
По вопросам работы сайта: alexnaya @ yandex.ru
Постоянная выставка
 
«Вариативные формы дошкольного образования в системе Департамента образования города Москвы»
 
Читать далее...
Ассоциация
 
Вступайте в «Ассоциацию педагогов дошкольного образования» и секцию «Педагоги вариативных форм дошкольного образования»
 
Читать далее...