Реклама: https://art-apple.ru/displayimage.php?pos=-3646

ОГЛАВЛЕНИЕ

Лекотека –

дополнительная образовательная программа для Лекотеки,
работающей на базе учреждения дополнительного образования детей, нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи

Авторы:
Сотрудники кафедры Клинической психологии раннего детства МГППУ
Казьмин А. М., канд.мед. наук,– зав. кафедрой,
Калдарару Н. М. ст. преподаватель,
Петрусенко Е. А.преподаватель,
Перминова Г. А. аспирант

Пояснительная записка

Приблизительно 2-5% детей первых лет жизни имеют ограниченные возможности здоровья или особые образовательные потребности, из-за которых они не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести, например, расстройство аутистического спектра, в том числе–в сочетании с умственной отсталостью, различные варианты сложного дефекта, например -церебральный паралич с сенсорным или умственным дефектом, некоторые эмоциональные и поведенческие расстройства. Кроме того, вследствие сложившейся в предыдущие десятилетия системы дошкольного образования, в указанную категорию следует отнести также детей младенческого и раннего возраста с относительно изолированным двигательным, сенсорным, умственным, речевым нарушением. Дети данной категории нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок учебной деятельности, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, создание развивающей среды.

В последние годы в системе образования России получило развитие новое направление–оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с особыми нуждами, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. В этой связи возникла необходимость разработки образовательных программ нового типа, отвечающих потребностям особых детей, имеющих нарушения развития.

К настоящему времени в мире накоплен большой опыт комплексной помощи детям первых лет жизни с нарушениями развития и их семьям в рамках служб ранней помощи (раннего вмешательства). Имеются программы ранней педагогической помощи: "Маленькие ступеньки" (Австралия), "Портедж" (США), "Каролина -руководство для младенцев и детей раннего возраста с особыми нуждами" (США), "Каролина -руководство для дошкольников с особыми нуждами" (США). Другой вариант раннего вмешательства–программы психологической поддержки семьи и ребенка с нарушением развития, максимально использующими ресурсы семьи и фокусирующие внимание на бытовой стороне жизни ребенка и на детской игре. Примерами таких программ являются "Раннее вмешательство, основанное на деятельности" (США), "Трансдисциплинарное раннее вмешательство, основанное на игре" (Т. Линдер, Денверский университет, США). Особую историю имеет направление, получившее название "Лекотека" (от шведского "leko"–"игрушка" и греческого "tek" –"собрание", "коллекция"). Первая Лекотека была основана по инициативе родителей и педагогов в Стокгольме в 1963 г. на базе университетской клиники и преследовала цель игровой поддержки больного ребенка. Первая американская Лекотека, ставшая впоследствии Национальным Центром Лекотек, открыла свои двери в Evanston (Illinois) в 1980 году. Теперь в США развернута сеть Лекотек–обучающих и ресурсных центров, обслуживающих тысячи детей с проблемами развития и их семьи. Цель Лекотек–поддержка детей с нарушениями в развитии и их семей для облегчения включения детей в полный спектр семейной и общественной жизни. В качестве основного метода в Лекотеках США используется семейно-центрированная игра.

В 2000 году в России, сотрудниками кафедры Клинической психологии раннего детства Московского городского психолого-педагогического университета (факультет "Специальная психология") совместно с региональным общественным объединением Содружество "Утешение", специалистами Психолого-медико-социального центра Северного округа Москвы (переименованного в ГОУ ЦПМСС "Лекотека"), был реализован проект "Российская Лекотека" при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (АМР США) в рамках программы "Помощь детям-сиротам в России", осуществляемой совместно с "Холт Интернешенел Чилдренс Сервиз" (Holt) и "Чаритиз Эйд Фаундэйшн" (CAF). Согласно модели "Российская Лекотека" мы рассматриваем Лекотеку как структурно-функциональную единицу, которая может работать автономно или в составе служб ранней помощи, психолого-медико-педагогических центров, детских садов, домов ребенка и других организаций и учреждений, оказывающих психолого-педагогическую помощь детям с нарушениями развития и их семьям.
Настоящая программа разработана для специалистов Лекотек (педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, дефектологов, психотерапевтов), реализующих психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с нарушениями развития.

Программа предназначена для учреждений дополнительного образования детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи или дошкольных образовательных учреждений.

Теоретическая основа

Теоретической базой программы "Лекотека" являются: культурно-историческая концепция психического развития (Л.С. Выготский), теория функциональных систем (П.К. Анохин), деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина), гуманистические идеи (А. Маслоу, К. Роджерс).

Основным понятием в лекотеке является игра, которая рассматривается как деятельность, отражающая собственные стремления ребенка, приводящая к достижению психологического комфорта. В игре раскрывается и формируется личность ребенка. Игровой метод является ведущим при работе с детьми в рамках данной программы.

Важнейшими внешними условиями психологического развития ребенка являются: понимание и принятие ребенка как индивидуальность, наделенную своеобразными природно-психическими качествами, имеющую своеобразный опыт, имеющую равные права с другими, уважительное и теплое отношение к ребенку, развивающий характер среды. Перечисленные условия в большей степени зависят от родителей и других людей, непосредственно окружающих ребенка. Поэтому в программу включены задачи, предполагающие непосредственную работу с родителями, другими членами семьи ребенка, воспитателями. Эти задачи реализуются в соответствии с элементами программы. входящими в разделы: "взаимодействие в семье" и "психокоррекция и психотерапия".

Личностное развитие ребенка рассматривается как единство интрапсихического и интерпсихического компонетов. Вследствие этого личностный раздел программы включает два подраздела "Развитие Я-системы" и "Социальное развитие".

Среди предпосылок развития учебной деятельности в качестве главных выделяются–ориентировка, наблюдение и исследование, коммуникация, подражание, сенсо-моторная координация, организация целенаправленного поведения, контроль, которые и составляют содержание раздела "предпосылки учебной деятельности".

Направленность программы и правила включения
детей в программу

Цели программы: создание благоприятных условий для развития личности ребенка и формирование предпосылок учебной деятельности.

Задачи:
1. Психолого-педагогическое обследование детей и родительско-детское взаимодействие.
2. Предоставление родителям информации по вопросам развития и воспитания ребенка, уровне его развития, о результатах психолого-педагогического обследования, особенностях выявленного расстройства.
3. Вовлечение родителей в процессы обследования, профилактики, коррекции и терапии, формирование активной жизненной позиции.
4. Обучение родителей и воспитателей, специалистов образовательных учреждений, педагогов других учреждений пользованию средствами Лекотеки и методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития.
5. Подбор адекватных средств общения с ребенком.
6. Помощь в личностно-социальном развитии ребенка.
7. Формирование предпосылок учебной деятельности ребенка.
8. Нормализация родительско-детских отношений.
9. Помощь в адаптации семьи к инвалидности ребенка.
10. Психопрофилактическая и психокоррекционная работа с ребенком и членами его семьи.

Программа не имеет четкой ориентировки на возраст ребенка, кроме заданного возрастного диапазона. Реализация программных задач зависит от индивидуальных особенностей и темпов развития ребенка, состояния родительско-детского взаимодействия, уровня конструктивного взаимодействия с родителями, наличия у ребенка или родителей психогенных расстройств, дополнительных обстоятельств (например–состояния здоровья ребенка). Длительность программы зависит от ее результативности –то есть от достижения поставленных целей. Программа может быть освоена ребенком и родителями полностью или частично.

Программа рассчитана на детей с различными видами нарушений развития, имеющих значительные ограничения возможностей личностного роста, обучения и социальной адаптации.

Прием ребенка в программу производится по решению психолого-медико-педагогического консилиума. В программу может быть включена семья ребенка от 2 месяцев до 6 лет, при этом тип (двигательные, умственные, сенсорные, коммуникативные, эмоциональные, поведенческие, сочетанные расстройства) и природа нарушения развития ребенка не имеют значения. Критическим фактором со стороны ребенка является хотя бы минимальная образовательная перспектива, т.е. возможность какого-либо научения.

Ограничениями для участия в программе являются: верифицированное тотальное поражение или аномалия головного мозга, полностью исключающие умственное развитие ребенка (например– гидранэнцефалия, глобальная атрофия больших полушарий головного мозга, и т.п.), подтвержденные психолого-педагогическим обследованием и нежелание родителей активно участвовать в реализации программы.

В работу с ребенком и семьей в рамках программы могут быть вовлечены от одного до нескольких специалистов, которые договариваются между собой о зоне ответственности. При этом ребенок и родители могут посещать учреждение от одного раза в месяц до 4 раз в неделю.

В каждом случае определяется ведущий специалист, т.е. тот который отвечает за составление индивидуального плана работы с ребенком и семьей, привлекает по необходимости других специалистов, сотрудничает с ними, реализует все основные компоненты сезонной работы (см. ниже).

Ведущий специалист составляет индивидуальный план работы с ребенком и семьей на основании консультации родителей и данных обследования, ход которых представлен в разделе "Организация работы с семьей в рамках программы".

Включение ребенка в программу закрепляется в договоре между руководителем Лекотеки и родителем.

Требования к специалистам

К работе по данной программе допускаются специалисты (педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, дефектологи, врачи-психотерапевты, воспитатели) имеющие высшее образование и прошедшие переподготовку для работы в Лекотеке (144 часа).

Краткое содержание программы

Программа состоит из разделов:
– личностное развитие ребенка
– предпосылки учебной деятельности
– взаимодействие в семье
– психокоррекция и психопрофилактика

Раздел I. Личностное развитие

Развитие Я-системы

А. Самоосознание

• Знание своего имени
• Ориентировка в своем теле (знание частей тела и их предназначения)
• Осознание своих чувств, желаний
• Осознание своих возможностей
• Знание своих вещей, дома, близких людей
• Личная история (доступ к следам о прошедших событиях)
• Поло-возрастная идентичность

Б. Самоотношение

• Позитивное отношение к себе
• Уверенность в себе

В. Эмоционально-волевая сфера

• Интересы
• Инициатива
• Упорство

Г. Саморегуляция

• Модуляция двигательной активности
• Контроль движений
• Модуляция аффекта
• Способы разрешения конфликтов

Д. Самообслуживание

• Навыки приема пищи, питья
• Навыки одевания и раздевания
• Навыки гигиены
• Навыки опрятности

Социальное развитие

А. Представления об окружающих

• Понимание чувств других
• Выделение своих близких, друзей, знакомых, знание их имен
• Знание поло-возрастных категорий людей
• Профессиональные роли
• Знание категорий поступков
• Знание семейных ролей
• Представления о вежливом и одобряемом поведении
• Представление о чужой собственности
• Представления о характерах родных и знакомых
• Представления об умениях и знаниях других

Б. Межличностные отношения

• Привязанность и дружба
• Уважение

В. Способы социального взаимодействия

• Проявления вежливости
• Просоциальное поведение
• Навыки диалога
• Кооперация
• Навыки ассертивности: позитивные способы самовыражения и самозащиты
• Принятие роли и следование ролевому поведению

Раздел I I. Предпосылки учебной деятельности

Ориентировка, экстраполяция, исследование

• Реактивность на стимулы
• Наблюдение и активная ориентировочно-исследовательская деятельность (ориентировка в новой обстановке, предметах, социальном окружении, действиях людей в событиях)
• Понимание жестов
• Предвосхищение событий

Сенсомоторная координация

• Зрительно-моторная
• Слухо-моторная
• Соматосенсорно-мотороная

Подражание (непосредственное и отсроченное)

• Зрительно-моторное
• Слухо-моторное
• Соматосенсорно-моторное

Целенаправленное поведение

•"Средство-цель"- непрерывно-наглядное
•"Средство-цель"- наглядное с прерыванием
• Функциональные действия с предметами
• Символические действия с предметами
• Воспроизведение процесса (связанной последовательности действий)
• Соотносящие действия (метод проб и ошибок)
• Воспроизведение конструкции
• Выполнение действий по инструкции

Самоконтроль

• Замена импульсивных действий наблюдением
• Исправление ошибок

Взаимодействие и общение

• Внешний контроль поведения
• Имитативный диалог (инициативность, реактивность, очередность, внимание, устойчивость-цикличность)
• Прагматический диалог (поддержание темы, вариативность)
• Развитие и расширения использования средств общения

Понимание устной речи

• Интерес и внимание к неречевым и речевым звукам
• Идентификация объектов, людей, событий по их звучанию
• Идентификация объектов, людей, событий по их названию
• Выполнение устных просьб

Раздел I I I. Взаимодействие в семье

Уважительное отношение между членами семьи

• Знание базовых прав личности как ребенка так и взрослого
• Уважение базовых прав личности как ребенка так и взрослого

Безусловное принятие ребенка

• Теплое отношение к ребенку как неповторимой индивидуальности во всех ее проявлениях

Эффективная коммуникация членов семьи с ребенком

• Понимание потребностей и возможностей ребенка (взаимодействие на
доступном для него уровне)
• Понимание сигналов ребенка
• Чувствительность взрослого к коммуникационным сигналам ребенка
(способность присоединяться к игровой активности ребенка и
поддерживать ее)
• Поддержание и развитие темы общения
• Использование адекватных средств общения
• Использование адекватных техник общения

Помощь и эмоциональная поддержка ребенка

• Оказание необходимой и достаточной помощи ребенку для
обеспечения успешности и развития самостоятельности
• Моделирование
• Эмпатическое реагирование

Навыки игрового взаимодействия взрослых с ребенком

• Понимание содержания детской игры
• Создание условий для игры ребенка
• Роли взрослого в детской игре (организация, наблюдение, поддержка,
участие, расширение игры, презентация игры)
• Техники совместной игры
• Техники общения в игре
• Игра во время ежедневных рутин (еда, одевание, прогулки и т.п.)

Позитивный стиль бытового взаимодействия взрослых с ребенком

• Невербальные средства модуляции аффекта ребенка
• Проявление внимания и уважения
• Использование техники отражения для поддержания аффективной темы
• Выражение принятия и тепла
• Введение ограничений

Раздел IV. Психокоррекция и психопрофилактика

Преодоление неконструктивного и проблемного поведения, аффективных расстройств

• Аффективных расстройств у ребенка
• Аффективных расстройств у родителей (например– депрессивных состояний, связанных с известиями о заболевании ребенка, чувства стыда, вины)
• Проблемного поведения ребенка
• Привычной некоммуникабельности ребенка
• Привычной беспомощности ребенка
• Привычной невнимательности взрослого
• Родительской гиперопеки
• Жестокого обращения с ребенком
• Изолированности и беспомощности родителей

Коррекция идей и отношений

• Неадекватных представлений о воспитании (педагогических мифов) родителей
• Неадекватных родительских тактик в отношении ребенка
• Неадекватных ожиданий и планов в отношении ребенка (родительских сценариев жизни ребенка)
• Неадекватных подходов к решению проблем ребенка
• Неадекватного самоотношения родителей

Психопрофилактика

• Разработка эффективных стратегий поведения в конфликтных
ситуациях, связанных с неприятием ребенка другими людьми
• Работа с родительскими представлениями о своем будущем и
будущем ребенка
• Развитие навыков эффективной личности родителя

Все разделы программы имеют одинаковую ценность, однако индивидуальный состав задач и их приоритетность в рамках плана работы с семьей и ребенком определяются данными обследования, запросами родителей и мнением ведущего специалиста.
Первичный план, может дополняться и претерпевать изменения по ходу сезонной работы в результате интерактивного взаимодействия всех участников его реализации (ребенка, специалистов, родителей, других членов семьи и воспитателей).

Организация работы с семьей в рамках программы

Работа с семьей осуществляется в соответсвии с моделью сезонной работы, представленной в следующей схеме:


К–консультация, ДИС–диагностический игровой сеанс,
КИС–коррекционный игровой сеанс, КР–консультирование родителей,
ГТР–групповой тренинг родителей, АТГС–арт-терапевтический групповой сеанс

Таким образом, семье, обращающейся за помощью к специалистам Лекотеки, предлагается следующая схема взаимодействия. В начале родители приглашаются на индивидуальную консультацию (К), во время которой специалист проясняет проблемы и запросы родителей, выясняет необходимую информацию о семье: ее структуру, некоторые биографические данные, стиль внутрисемейного взаимодействия, информацию о физическом и психическом здоровье ее членов. И данные о ребенке: анамнез–информацию о внутриутробном и раннем развитии, об уровне его социально-бытовой ориентировки, медицинскую информацию и информацию о нарушении развития и проблемах физического здоровья. Специалист ориентирует родителей в вопросах нарушенного и нормативного развития и обсуждает с ними существующие в Лекотеке формы работы.

Следующий необходимый этап–знакомство с ребенком и проведение диагностики уровня актуального развития, характера нарушений и характера взаимодействия в родительско-детской паре. Мы находим метод наблюдения наиболее адекватным для решения этих диагностических задач в работе с семьями детей раннего и дошкольного возраста. Для его осуществления мы приглашаем родителей на диагностический игровой сеанс (ДИС), который проводится в специально оборудованной игровой комнате и длится от сорока минут до часа. Родителей просят поиграть со своим ребенком так, как они делают это обычно, с теми игровыми материалами, которые, как им кажется, могут заинтересовать их ребенка. В течение сеанса ведется видеозапись.

Диагностический игровой сеанс оценивается по двум основным направлениям, содержащим в себе широкий спектр характеристик. Первое–оценка игровой и коммуникационной деятельности ребенка во время сеанса. Второе–оценка игрового и коммуникационного поведения родителей.

В первом случае специалисту необходимо оценить качество ориентировки ребенка, особенности деятельности, проявления аффективной сферы, сформированность компонентов личности, коммуникативную компетентность .

Вторая мишень анализа–взаимодействие ребенка с родителем или заменяющим его взрослым. Первое–специалист констатирует наличие или отсутствие взаимодействия и диалога в диаде, и анализирует их характер. Основное внимание фиксируется на следующих моментах: чувствителен ли взрослый партнер к сигналам (внешним проявлениям и коммуникационным интенциям) ребенка. Может ли адекватно оценить доступный (и, соответственно, интересный) ребенку уровень игровой активности и присоединиться к ней, способен ли к поддержанию коммуникации на этом уровне. Детально анализируется характер активности взрослого: какие инициативные действия он совершает, привлекая внимание ребенка к себе и к каким-либо объектам, каким способом взрослый реагирует на интенции, какую аффективную окраску имеют его реакции, какие стратегии взрослый выбирает, чтобы контролировать ребенка и каким образом разрешает спорные вопросы и конфликты. Каким образом и в какой степени проявляется отношение к личности ребенка. И на какую активную деятельность взрослый способен для стимуляции развития ребенка

На основании результатов обследования и запросов родителей специалист формирует индивидуальный план работы с семьей (приложение 1) и обсуждает его с родителями во время следующей консультации. Ее основной целью является сориентировать родителей в актуальном состоянии и уровне развития ребенка, и сформировать, совместно с родителями, план психолого-педагогического сопровождения.

Помимо поддержки семьи, консультирования родителей, групповых родительских тренингов, запланированная работа включает в себя индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с ребенком, арт-терапевтические групповые сеансы. Специалист Лекотеки, проводящий такие занятия, обладает знаниями и навыками детского игрового, арт- и музыкального терапевта. Эти методы в основном используются специалистом для реализации содержания данной программы. Индивидуальное занятие со специалистом длится от сорока минут до одного часа, и проходит с периодичностью в диапазоне от одного раза в месяц до двух-трех встреч в неделю, в зависимости от индивидуальных нужд сопровождаемой семьи.

Занятия длятся в течение образовательного сезона и прерываются на летний период. Параллельно с занятиями родителям предлагаются сопутствующие консультации, на которых можно обсудить динамику индивидуальной работы и перспективы развития ребенка, скорректировать, в случае необходимости, индивидуальный план работы с семьей, оказывать родителям необходимую информационную и психотерапевтическую поддержку.
Как правило, 3 раза за сезон (в начале, через 4 месяца, и в конце) специалистом проводятся дополнительные диагностические сеансы для отслеживания динамики развития ребенка и развития взаимодействия в паре.

Методы и техники работы в рамках программы

При обследовании ребенка и семьи специалисты используют сбор анамнеза, анкетирование, активное слушание, непосредственное наблюдение за ребенком в игре, опросники, анализ дневниковых записей, анализ видеозаписей, графические техники, родительские сочинения.

Партнерские отношения с родителями подкрепляются техниками конструктивного диалога, тренингами, супервизией за ходом родительско- детского игрового взаимодействия, обучением родителей в ходе игры специалиста с ребенком.

В работе с детьми используются техники развития общения, игровая терапия, различные варианты арт-терапии: музыкальная, театральная, изобразительная, фольклерная и т.д.

Приложение 1 Индивидуальный план работы с ребенком и семьей  

СОБЫТИЯ В ЛЕКОТЕКЕ


 
 

КОНТАКТЫ

Москва, ул. Часовая, д. 5 А
+7 (499) 152-42-24
+7 (499) 152-02-51
email: lekoteka@mail.ru
 
По вопросам работы сайта: alexnaya @ yandex.ru
Постоянная выставка
 
«Вариативные формы дошкольного образования в системе Департамента образования города Москвы»
 
Читать далее...
Ассоциация
 
Вступайте в «Ассоциацию педагогов дошкольного образования» и секцию «Педагоги вариативных форм дошкольного образования»
 
Читать далее...