Образовательный маршрут
Родителей, имеющих детей с ограниченными
возможностями, часто интересует вопрос, где и как их дети могут
получить образование. При решении данного вопроса необходимо
учитывать ряд факторов:
ранее выявление проблем в развитии ребенка и своевременное
обращение к специалистам.
образовательный маршрут будет зависеть от возраста ребенка,
его диагноза, его возможности в усвоении образовательных программ.
возможность и желание семьи обучаться у специалистов
и проводить занятия со своим ребенком дома.
наличие в регионе, где проживает семья, коррекционных
специальных и других образовательных учреждений для детей с
проблемами в развитии..
К сожалению, некоторые родители пренебрегают коррекционными
и специальными образовательными учреждениями и пытаются определить
ребенка в массовый ДОУ, школу Однако всегда следует учитывать
ряд обстоятельств при устройстве ребенка в массовое (ДОУ, школа).,
образовательное учреждение:
насколько Ваш ребенок готов к такому обучению.
все образовательные учреждения работают по определенным
программам и ребенок обучающихся по этим программам должен выполнять
государственный стандарт образования.
наличие специалистов в данном учреждении способных оказать
профессиональную помощь вашему ребенку.
По данным управления специального образования Министерства образования
РФ, 4,5 %, от общего количества российских детей относится к
категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются
в специальном (коррекционном ) образовании, отвечающем их особым
образовательным нуждам.
В системе специального образования в последнее время произошли
серьезные позитивные сдвиги, в частности приняты новые типовые
положения для учреждений образовательного, санаторно-оздоровительного
типа, для учреждений, в которых дети проходят длительное лечение
и получают психолого- педагогическую и медико- социальную помощь
и др. Подготовлен проект
Федерального закона "Об образовании лиц с ограниченными
возможностями здоровья ( специальном образовании), разработаны
концепции реформирования системы специального образования и
службы специальной психологии в образовании. В последнее время
школы и группы для детей с выраженнми расстройствами эмоционально-
волевой сферы и поведения, детей с глубокой умственной отсталостью,
детей со сложными комбинированными нарушениями развития, и мы
надеемся, что в ближайшее время любой ребенок с проблемами в
развитии и его семья смогут получить психолого-педагогическую
помощь
Для определения образовательного маршрута ребенка необходимо провести
комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику. Эту работу
в системе образования выполняют Психолого-медико-педагогические комиссии
и Психолого педагогические медико социальные
центры ( ППМС центры)
ПМПК является учреждением системы образования и реализует
консультативно диагностическую и коррекционно-педагогическую
деятельность в отношении детей с отклонениями в развитии от
рождения до 18 лет.
К структурным единицам ПМПК относятся:
1-й уровень психолого медико педагогические консилиумы
(ПМП консилиумы) образовательных учреждений;
2-й уровень психолого медико педагогические комиссии
(ПМПК) муниципального уровня (районные, городские);
3-й уровень психолого медико педагогические комиссии
регионального уровня (Р)ПМПК: областные, краевые, республиканские.
Цель ПМПК организация помощи детям с отклонениями в развитии
на основе проведения комплексного диагностического обследования и
определения специальных условий для получения ими образования и необходимого
медицинского обслуживания.
. Основными задачами ПМПК являются:
своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение
за детьми с отклонениями в развитии;
комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений
в развитии ребенка и его потенциальных возможностей;
определение специальных условий развития, воспитания, обучения
детей с отклонениями в развитии;
содействие и инициирование организации условий развития,
обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям
ребенка;
внедрение современных технологий диагностики и коррекционной
работы с детьми;
формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями
в развитии;
своевременное направление детей в научно-исследовательские,
лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные
и другие учреждения при возникновении трудностей диагностики,
неэффективности оказываемой помощи;
консультирование родителей (законных представителей), педагогических
и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы
ребенка в семье и образовательном учреждении;
участие в просветительской деятельности, направленной на
повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры
населения;
содействие процессам интеграции в обществе детей с отклонениями
в развитии.
Основными задачами учреждения являются:
оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных
программ;
осуществление индивидуально ориентированной педагогической,
психологической, социальной, медицинской и юридической помощи
детям;
оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по
вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной
и социальной адаптации.
Основными направлениями деятельности учреждения являются:
организация образовательной деятельности по общеобразовательным
программам (основным, дополнительным) и начального профессионального
образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
детей, состоянием их соматического и психического здоровья;
диагностика уровня психического, физического развития и отклонений
в поведении детей; организация коррекционно-развивающего и
компенсирующего обучения;
психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;
проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;
оказание помощи обучающимся в профориентации, получении
профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации; анонимное консультирование
детей с целью снятия стресса.
После проведения комплексной диагностики специалисты ПМПК, ППМС-
центра должны ознакомить вас с предполагаемым образовательным
маршрутом для Вашего ребенка.
В настоящее время в системе образования РФ возможны следующие
варианты по оказанию помощи в развитии и обучении детям с
проблемами в развитии.
Для детей в возрасте от 0 до трех лет. с проблемами в развитии
на территории РФ создаются Службы Ранней помощи (раннего вмешательства)
и Лекотеки..
Высокая эффективность психолого-медико-педагогической помощи
детям грудного и раннего возраста с отклонениями в развитии
доказана мировой практикой. В историческом плане раннее вмешательство
в большинстве развитых стран выделилось из сферы медицины
и перешло в сферу образования. Такое организационное перемещение
было связано с развитием международного права в области защиты
детей и вытеснения медицинских методов абилитации психолого-педагогическими.
В России, на фоне демократических преобразований и изменения
федерального закона об образовании, среди специалистов в области
педиатрии, детской неврологии, детской психологии и дефектологии
появился интерес к достижениям зарубежных коллег в указанной
области и возникло желание создавать аналогичные службы.
Задачи службы ранней помощи
адаптация членов семьи к появлению в ее составе ребенка-инвалида,
поддержка усилий родителей, направленных на улучшение качества
жизни ребенка, его воспитание и обучение, развитие независимости,
подготовку к интеграции в социум,
проведение абилитации,
ориенти ровка родителей в соответствующих социально-правовых
вопросах, а также в организациях, оказывающих необходимые
помощь и услуги.
В основе деятельности СРП лежат следующие принципы:
воздействие на семью в целом,
партнерские отношения специалистов и родителей,
поддержка инициативы родителей и их объединения для расширения
возможностей и видов помощи детям, включая вовлечение родителей
в работу непосредственно в СРП,
создание условий для непрерывного профессионального роста
сотрудников и расширения области их компетентности,
ориентировка на передовой отечественный и зарубежный опыт,
имеющиеся международные стандарты, е) координация деятельности
СРП с региональными учреждениями здравоохранения, образования
и социальной защиты,
сотрудничество с государственными и общественными организациями,
имеющими сходные цели,
сотрудничество с местными органами
власти.
В СРП сложились следующие формы работы: а) медицинская экспертиза,
б) домашнее визитирование, в) групповые занятия, г) пролонгированное
консультирование, д) семинары для родителей, е) психотерапевтическая
работа с родителями, ж) семинары для родителей.
Лекотека реализует коррекционные и образовательные программы,
а также психологическое сопровождение семьи на основе использования
игровых методов и ресурсов Лекотеки.
Цель Лекотеки обеспечение психолого-педагогического сопровождения
детей от 2 месяцев до 11 лет с ограниченными возможностями здоровья
и особыми образовательными потребностями и их семей с использованием
игро- и арт-терапевтических методов для социализации, поддержки развития
личности детей и формирования предпосылок учебной деятельности.
Основными задачами Лекотеки являются:
проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции
при помощи игры у детей от 2 месяцев до 11 лет с ограниченными
возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.
обучение родителей (законных представителей), специалистов
образовательных учреждений, педагогов других учреждений методам
игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии,
и пользованию средствами Лекотеки.
психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих
детей с нарушениями в развитии, включая детей-инвалидов, от
2 месяцев до 11 лет.
психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев
до 11 лет с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными
потребностями (с согласия родителей);
помощь родителям в подборе адекватных средств общения
с ребенком.
подбор индивидуальных техник формирования предпосылок
учебной деятельности ребенка.
поддержка инициатив родителей в области организации программ
взаимодействия семей, обслуживаемых Лекотекой.
Цели и задачи организации групп кратковременного пребывания:
оказаниесвоевременной систематической психолого-медико-педагогической
помощи детям, в том числе и детям с проблемами в развитии,
консультативно-методическая поддержка родителей (законных
представителей) в организации воспитания и обучения ребенка,
социальная адаптация детей и формирование предпосылок
учебной деятельности
По результатам социально-педагогического исследования были выделены
следующие модели кратковременного пребывания детей в дошкольном
образовательном учреждении:
кратковременное пребывание детей 3-7 лет в закрепленной
группе детского сада ;
кратковременное пребывание детей 3-7 лет в специально
выделенном групповом помещении ;
адаптационные группы кратковременного пребывания детей
ясельного возраста, которые затем будут посещать данное дошкольное
образовательное учреждение,прогулочные группы;
семейные группы кратковременного пребывания (для детей
1-3 лет и их родителей) в специально организованных семейных
комнатах;
группы кратковременного пребывания по обслуживанию детей
2-7 лет специалистами и медицинским персоналом дошкольного образовательного
учреждения в кабинетах (это могут быть и коррекционные группы
кратковременного пребывания);
патронажные услуги для детей-инвалидов, которые оказываются
на дому, в сочетании с кратковременным пребыванием детей в детском
саду;
группы кратковременного пребывания детей 5-7 лет по подготовке
их к школе в вечернее время;
группы выходного дня.
Данная классификация, возможно,
со временем будет уточнена и дополнена по мере дальнейшего развития
новых форм дошкольного образования.
В ДОУ комбинированного вида могут быть организованы общеразвивающие,
компенсирующие, оздоровительные группы в разном сочетании. Внедрение
в практику дошкольных образовательных учреждений интегрированного
воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой
коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально
приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей
(законных представителей) консультативной поддержкой, а также
подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
Особое внимание должно уделяться интеграции детей раннего возраста,
которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного
или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития
и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться
в среду нормально развивающихся сверстников
Задачи создания интегративных групп
осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной
интеграции воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально
развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного
общения детей в дошкольном образовательном учреждении;
проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической
и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки
воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в
развитии но отстающим от возрастной нормы;
обучение родителей (законных представителей) педагогическим
технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам
воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки
Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии существуют
следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения:
специальная (коррекционная) начальная школа детский сад;
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
интернат.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются
для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих
и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с
нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического
развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями
в развитии.
Основными задачами специального (коррекционного) учреждения
являются:
оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении
образовательных программ;
осуществление индивидуально ориентированной педагогической,
психологической, социальной, медицинской и юридической помощи
детям;
оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям
по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной
и социальной адаптации.
Основными направлениями деятельности специального (коррекционного)
учреждения являются:
организация образовательной деятельности по общеобразовательным
программам (основным, дополнительным) и начального профессионального
образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
детей, состоянием их соматического и психического здоровья;
диагностика уровня психического, физического развития
и отклонений в поведении детей;
организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;
психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;
проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;
оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии,
трудоустройстве и трудовой адаптации;
анонимное консультирование детей с целью снятия стресса.
Специфика образовательного процесса, направление деятельности
по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии, а также уровень реализуемых образовательных программ
определяются Министерством образования Российской Федерации
по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации
в зависимости от вида специального (коррекционного) образовательного
учреждения.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение (далее
коррекционное учреждение) I вида создается для обучения и воспитания
неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием
словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной
основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии,
для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки
к самостоятельной жизни.
Коррекционное учреждение I вида осуществляет образовательный
процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ
трех ступеней общего образования:
1 ступень начальное общее образование (нормативный срок
освоения 56 лет (в зависимости от учебных предметов)
или 67 лет (с учетом подготовительного класса);
2 ступень основное общее образование (нормативный срок
освоения 56 лет);
3 ступень среднее (полное) общее образование (нормативный
срок освоения 2 года).
Коррекционное учреждение II вида создается для обучения
и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю
слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших
детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших
самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе
формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому
общению на слуховой и слухо-зрительной основе.
Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих
и позднооглохших детей создаются два отделения:
• 1 отделение для воспитанников с легким недоразвитием речи,
обусловленным нарушением слуха;
• 2 отделение для воспитанников с глубоким недоразвитием речи,
обусловленным нарушением слуха.
Коррекционное учреждение II вида осуществляет образовательный
процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ
трех ступеней общего образования:
• 1 ступень начальное общее образование (нормативный срок освоения
в 1 отделении 45 лет, во 2 отделении 56
или 67 лет);
• 2 ступень основное общее образование (нормативный срок освоения
в 1 и 2 отделениях6 лет).
• 3 ступень среднее (полное) общее образование (нормативный
срок освоения в 1 отделении 2 года).
Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение,
воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии
у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов,
формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих
социальной адаптации воспитанников в обществе
В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети,
а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой
остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений
зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями,
ведущими к слепоте.
Коррекционное учреждение III вида осуществляет образовательный
процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ
трех ступеней общего образования:
• 1 ступень начальное общее образование (нормативный срок освоения
45 лет);
• 2 ступень основное общее образование (нормативный срок освоения
56 лет);
• 3 ступень среднее (полное) общее образование (нормативный
срок освоения 2 года).
Общий срок обучения12 лет.
В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие
дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу
с переносимой коррекцией. При этом учитывается состояние других
зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близи),
форма и течение патологического процесса. Также могут быть приняты
дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или
часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических
явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии.
Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются
дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту
зрения (выше 0,4) для продолжения лечения зрения.
Коррекционное учреждение IV вида осуществляет образовательный
процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ
трех ступеней общего образования:
• 1 ступень начальное общее образование (нормативный срок освоения
4 года);
• 2 ступень основное общее образование (нормативный срок освоения
6 лет);
• 3 ступень среднее (полное) общее образование (нормативный
срок освоения 2 года).
Коррекционное учреждение V вида создается для обучения и воспитания
детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной
помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных
с ними особенностей психического развития.
Коррекционное учреждение V вида имеет в своем составе два отделения
или
одно отделение.
В 1 отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи
тяжелой ступени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также
дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся
заиканием.
Во 2 отделение принимаются дети с тяжелой формой заикания при
нормальном развитии речи.
Коррекционное учреждение V вида осуществляет образовательный
процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ
двух ступеней общего образования:
в 1 отделении:
1 ступень начальное общее образование (нормативный срок
освоения 4-5 лет);
2 ступень основное общее образование (нормативный срок
освоения б лет);
во 2 отделении:
1 ступень начальное общее образование (нормативный срок
освоения 4 года);
2 ступень основное общее образование (нормативный срок
освоения 6 лет).
Коррекционное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными
нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским
церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями
опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних
конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей),
для восстановления, формирования и развития двигательных функций,
коррекции недостатков психического и речевого развития детей,
их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе
специально организованного двигательного режима и предметно-практической
деятельности.
Коррекционное учреждение VI вида осуществляет образовательный
процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ
трех ступеней общего образования:
1 ступень начальное общее образование (нормативный срок
освоения 45 лет);
2 ступень основное общее образование (нормативный срок
освоения 6 лет);
3 ступень среднее (полное) общее образование (нормативный
срок освоения 2 года).
Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания
детей с задержкой психического развития,
у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального
развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность
темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость,
несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная
неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития
и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности,
формирования навыков и умений учебной деятельности.
Коррекционное учреждение VII вида осуществляет образовательный
процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ
двух ступеней общего образования:
1 ступень начальное общее образование (нормативный срок
освоения 35 лет).
2 ступень основное общее образование (нормативный срок
освоения 5 лет).
Прием детей в коррекционное учреждение VII вида осуществляется только
в подготовительный, 1 и 2 классы (группы) (в 3 класс в порядке
исключения).
Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и
воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции
отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки,
а также социальнопсихологической реабилитации для последующей
интеграции в общество.
Сроки обучения в коррекционном учреждении VIII вида могут быть
девятьодиннадцать лет
(с выдачей обучающимся свидетельств установленного образца).
|
|