|
Нарушения слуха
Нарушение слуха это потеря слуха разной степени выраженности,
которая встречается у одного на 750 2000 детей. При тугоухости
потеря слуха в основной зоне речевого диапазона (частота звука
от 250 до 4000 герц) составляют 25 до 90 децибелл, при глухоте
более 90 децибелл.
Тяжесть
нарушения слуха |
Потеря слуха
(в децибелах) |
Возможности
понимания речи и речевого развития |
Тугоухость I
степени |
20-40 |
Трудности понимания
тихой речи за счет нарушения восприятия некоторых согласных.
Затруднено устное обучение"на слух". |
Тугоухость II
степени |
40-60 |
Трудности понимания
речи нормальной громкости. Задержка развития речи. Возможности
устного обучения резко ограничены. |
Тугоухость III
степени |
60-90 |
Невозможность восприятия
речи нормальной громкости. Трудности понимания громкой
или усиленной специальными средствами речи. Нарушение
голосового (управления голосом) и речевого развития. Большие
трудности устного обучения с использованием технических
средств (слухового аппарата). Большинство детей нуждается
в сурдопедагогической помощи для развития устной речи. |
Тугоухость IV
степени |
более 90 |
Большие трудности
понимания усиленной речи и ограничение возможностей устного
обучения. Большинство детей нуждается в интенсивной сурдопедагогической
помощи для развития устной речи. |
наследственная глухота, внутриутробная инфекция (цитомегаловирусная,
краснуха, сифилис, токсоплазмоз), черепно-лицевые аномалии,
гемолитическая болезнь новорожденных, бактериальный менингит,
черепно-мозговая травма, воспаление среднего уха, дегенеративные
заболевания нервной системы, повреждение барабанной перепонки.
Выделяют три типа нарушений слуха: кондуктивное, нейросенсорное
и смешанное.
• Кондуктивная потеря слуха связана с нарушением проведения
звука из наружного слухового канала к внутреннему уху, подвержена
колебаниям и поддается лечению.
• Нейросенсорная потеря слуха обусловлена повреждением
слуховых рецепторов в улитке (сенсорная) или слуховых нервов
(нейрональная) с одной или двух сторон. При этом резко возрастают
слуховые пороги и искажается звукоощущение.
Обследование слуха специалистами при помощи регистрации поведения
или с использованием специальной аппаратуры проводится при
наличии у ребенка факторов риска нарушения слуха, признаков возможного
нарушения слуха или при отсутствии ожидаемых по возрасту реакций на
звуки и речь (смотри проверочные таблицы) .
да |
нет |
1. Члены семьи
имеют врожденное нейросенсорное нарушение слуха |
да |
нет |
2. Ребенок перенес
внутриутробную инфекцию (цитомегаловирусную, герпетическую,
краснуху, сифилис, токсоплазмоз) |
да |
нет |
3. У ребенка аномалия развития ушной раковины
и слухового канала.
|
да |
нет |
4. Масса тела при рождении менее 1500 грамм
|
да |
нет |
5. У ребенка
желтуха, требующая заметного переливания крови. |
да |
нет |
6. Применение
ототоксических препаратов, включая некоторые антибиотики, мочегонных
средств, действующих на почечные канальцы |
да |
нет |
7. Ребенок перенес
бактериальный менингит или другую инфекцию, которая может вызвать
нарушение слуха |
да |
нет |
8. Оценка по
шкале Апгар от 0-4 балла при рождении,
0-6 балла на 5-ой минуте после рождения. |
да |
нет |
9. Искусственная
вентиляция легких более 5 дней |
да |
нет |
10. Выявление
синдромов, включающих нейросенсорное
нарушение слуха |
да |
нет |
11. Ребенок перенес
черепно-мозговую травму с потерей
сознания и переломом костей черепа |
• Не реагирует на голос говорящего, которого ребенок
не видит
•·Выглядит растерянным, когда его имя называют с нормальной
или большой громкостью
• Часто переспрашивает
• Пристально смотрит на лицо говорящих;
• Садится поближе к телевизору, который настроен на среднюю
громкость;
• Увеличивает очень сильно громкость магнитофона, музыкального
центра, телевизора,
синтезатора и т.д.
• Не отвечает на голос в телефоне
• Не вздрагивает при громких внезапных звуках·
• Отсутствие или задержка развития речи·
• Не пользуется голосом, чтобы привлечь внимание других·
• Ребенка мало интересуют игрушки, производящие звуки·
• Окружающие люди вынуждены говорить громче, чтобы привлечь
внимание ребенка·
• Ребенок отвечает на звуки непостоянно·
• Ребенок часто трогает ушные раковины (возможный отит)·
• Поворачивает ухо к источнику звука·
• Ребенок говорит тихим или громким голосом·
• Ребенок предпочитает низкие или высокие звуки·
• Ребенок не всегда приходит или смотрит, когда его зовут·
• Ребенок путает похожие звуки·
• Речь ребенка беднее, чем положено по возрасту или отсутствует·
• Ребенок выполняет просьбы не адекватно·
• Ребенок выглядит невнимательным к просьбам, нуждается в повторении
просьб·
• Ребенок лишь мимолетно обращает внимание на звуки·
• Ребенок раздражается при изобилии фоновых звуков·
• Ребенок может казаться отрешенным·
• Ребенок может быть деструктивным или агрессивным·
• Может быть гиперактивным и нецеленаправленным·
• Не любит, когда его учат названиям, читают книги·
• Речь плохо модулированная
Возраст |
Реакция |
1 месяц |
Вздрагивает или
моргает при громких внезапных звуках, просыпается от них, если
спит неглубоко |
2 месяца |
Реагирует (замирает,
перестает плакать, двигаться, сосать, улыбается) при включении
музыки, пении, речи и других звуках средней громкости |
6 месяцев |
Реагирует на тихие
звуки (шепот, шелест бумаги, на тихую музыку и т.п.). Поворачивает
голову и глаза к источнику звука |
9 месяцев |
Воспроизводит
интонацию взрослого в лепете |
11-12 месяцев |
Ребенок адекватно
реагирует на слова: ищет названные предметы, совершает движения
по просьбе. Пытается повторить услышанные от взрослого звуки |
15 месяцев |
Пытается двигаться
под музыку "танцевать" |
1,5 года |
Выполняет устные
просьбы. Использует несколько слов, имеющих расширенное значение. |
2 года |
Выполняет устные
просьбы.
Пользуется предложениями из 2-х слов
Ребенку нравится слушать, когда ему читают книжки, читают стихи
или поют. Ребенок показывает картинки в книжке по просьбе.
Ребенок любит смотреть видео и слушать аудио-записи |
2,5 года |
Ребенок рассказывает
стишки и поет песни. Называет объекты, которые узнал по звуку.
|
3 года |
Понимает и использует
глаголы, прилагательные и местоимения |
Самый простой из методов обследования слуха у маленьких детей
вызывание слуховых рефлексов и слуховой ориентировочной реакции.
Возраст |
Реакция |
0 1,5 месяца |
Расширение глазных
щелей, вздрагивание, мигание, пробуждение при поверхностном
сне (используется громкий звук) |
1,5 4 месяца |
Перевод взгляда,
мигание, успокоение, поворот головы к звуку |
4 9 месяцев |
Поворот головы
к звуку, правильная локализация источников звуков, предъявляемых
сбоку |
9 24 месяца |
Правильная локализация
источников звуков, предъявляемых сбоку, сверху и снизу |
Специалисты, проводящие поведенческий тест, в качестве стимулов
могут использовать музыкальные игрушки шарманка, барабан,
погремушка, дудочка, коробочки с различной крупой, электронные генераторы
звука, речь. При проведении тестирования возможно изменение расстояния
от источника звука до уха ребенка, или изменение громкости стимула
Тимпанометрия это метод исследования подвижности барабанной
перепонки, позволяющий выявить патологию среднего уха, вызывающую
снижение слуха и назначить адекватное лечение
Регистрация отоакустической эмиссии быстрый и дешевый объективный
метод, который используется, начиная с рождения, для первичного
обнаружения нарушения слуха. Этот метод позволяет выявлять поражение
слуховых рецепторов во внутреннем ухе, то есть сенсорное нарушение
слуха.
Стволовые вызванные потенциалыэто регистрации электрического
ответа в слуховых центрах мозга на звуковую стимуляцию. Этот метод
отражает способность проведения нервных импульсов от слуховых рецепторов
до ствола головного мозга, в котором реализуется первичная реакция
на звук, включая локализацию источника звука.
На основании стволовых вызванных потенциалов нельзя сделать заключения
о сохранности или отсутствии восприятия звуков. Результаты исследования
зависит от функционального состояния ребенка и их не всегда легко
интерпретировать.
Ценным методом, отражающим состояние слуха ребенка, является тональная
аудиометрия, которая позволяет построить аудиограмму зависимость
слуховых порогов от частоты звуковых стимулов. Существуют несколько
вариантов тональной аудиометрии, некоторые из которых уже могут
быть проведены у двухлетних детей
При многих аномалиях и заболеваниях наружного и внутреннего уха
может быть успешным хирургическое лечение. При воспалении среднего
уха помогают антибиотики.
При повреждении слуховых нервов или внутреннего уха лишь в некоторых
случаях применение лекарств может улучшить слух. Иногда возможна
хирургическая помощь при сдавлении слухового нерва опухолью. Чаще
всего, нейросенсорная потеря слуха невосполнима. Тогда используют
технические средства: слуховые аппараты и имплантанты.
Слуховые аппаратыэто устройства, усиливающие звуковой сигнал.
Эти устройства подбираются и настраиваются специалистом индивидуально.
Кохлеарный имплантант высокотехнологичное устройство, работающее
вместо слуховых рецепторов. Имплантант вживлен во внутреннее ухо
и расположен вблизи окончаний слухового нерва. В отличие от слуховых
рецепторов он преобразует в электрические потенциалы не звук, а
радиосигналы, излучаемые наружным электронным устройством
( включающим микрофон, речевой процессор и генератор радиосигналов).
Кохлеарные имплантанты используются в тех случаях нейросенсорного
нарушения слуха, когда обычные слуховые аппараты не дают ощутимого
результата
Для общения глухонемые используют дактильную (пальцевую) азбуку,
чтение с губ и жестомимический язык..
Язык жестов гораздо более древний, чем звуковая и письменная речь.
С течением времени он становился все более сложным, жесты, в зависимости
от движений глаз, губ, языка, их сопровождающих, приобретали различное
смысловое значение.
Жестомимическая речь важнейший способ общения глухих.. Наряду
с дактильной азбукой глухие используют в общении жесты и читают
речь с губ и лица говорящего.
В жестомимической речи каждый взмах руки обычно представляет собой
понятие.
Так, автомобиль изображают имитацией вращения руля, а троллейбус
перемещением указательного и среднего пальцев по горизонтали,
напоминающим движение "рожек" троллейбуса.
Жесты могут передавать направление движения, величину предметов.
Например, жест "дом" может одним движением передать
и некоторую характеристику дома: "большой" или
"маленький", "бедный" или "богатый".
Благодаря жестам глухие могут общаться с неслышащими иностранцами.
Многие жесты распространены во всем мире, понятны в любом уголке
земного шара.
Например, местоимения "я", "он",
"ты", наречия "направо", "налево",
"прямо", глаголы "пить", "есть",
"слушать".
Мимика лица в жестовом общении играет большую роль, чем в обычном
словесном. Она несет ту информацию, которая передается интонацией
в разговоре.
Скорость пальцевой речи примерно в три, а скорость чтения с губ
в два раза меньше скорости устной речи и лишь жестомимический перевод
приближается к обычной разговорной речи.
В жестомимическом языке, которым сегодня пользуются глухие и слабослышащие,
насчитывается около 3 тысяч слов и понятий. Этот язык, как и любой
современный язык, постоянно пополняется новыми словами-жестами.
язык общения на основе дактильной азбуки глухих людей между
собой и со слышащими, владеющими этим языком.
Первые сведения о дактильной азбуке относятся к XVI веку. Разработали
ее испанские монахи Дж. Карден, П. Понсе, Х. Бонет для нужд тех,
"кто богом обречен на вечную немоту".
В основе Дактилологии. изображение букв движениями пальцев
одной или обеих рук. Каждой букве алфавита в этой азбуке соответствует
определенный знак или символ
В Россию дактильная азбука проникла через Францию и Германию в XIX
веке и была приспособлена для русских букв. Некоторые знаки соответствуют
их очертаниям, например, "о", "с", "г",
"л" или описывают контур буквы в воздухе "б",
"д", "з".Дактильная азбука позволяет любое
слово представить сочетанием жестов, каждый из которых обозначает
соответствующую букву.
В образовательных учреждениях РФ применяется коммуникативная система
обучения глухих детей. Дактилолоия используется в первоначальный
период обучения как ведущее наглядное средство формирования речи,
на последних этапах выполняет вспомогательную роль.
|