|
Детский
церебральный паралич
Детский церебральный паралич это нарушение управления движениями
тела, вследствие необратимого повреждения специфических отделов головного
мозга, случившегося до, во время, после рождения, в первые месяцы
или годы жизни. Церебральный паралич встречается приблизительно у
1 из 500 детей.
Основные причины паралича: повреждение белого вещества больших полушарий
мозга у глубоко недоношенных детей (родившихся с массой тела менее
2000-2200 грамм), инсульты у новорожденных, бактериальные или вирусные
энцефалиты, тяжелое кислородное голодание (асфиксия) при рождении
или в первые дни жизни у доношенных новорожденных, токсическое поражение
мозга при желтухе тяжелая черепно-мозговая травма, прогрессирующая
неоперированная гидроцефалия, асфиксия у детей вследствие несчастного
случая (например при попадании инородных тел, таких как игрушки
или кусочки пищи в дыхательные пути), врожденные аномалии мозга.
Различают три основные формы церебрального паралича:
• спастический паралич, отличающийся высоким напряжением мышц
и обусловленный повреждением клеток коры головного мозга или
белого вещества больших полушарий [1]; в зависимости
от количества парализованных конечностей выделяют моноплегию
(рука или нога), диплегию (две ноги), гемиплегию (рука и нога
с одной стороны), триплегию (две ноги и рука), тетраплегию или
двойную гемиплегию (руки и ноги с двух сторон);
• атетоидный (гиперкинетический) паралич, отличающийся общим
нарушением управления движениями во всем теле (речевой и лицевой
мускулатуре, в шее, в туловище, в руках и ногах), резкими переменами
мышечного тонуса, глубокой нарушением возможности приобретения
и автоматизации двигательных навыков и связанный с поражением
серого вещества в глубине больших полушарий (базальных ядер)
[2];
• атаксический паралич, характеризующийся трудностью балансировки
(сохранения равновесия тела) и обусловленных нарушением работы
мозжечка [3].
• смешанная форма церебрального паралича.
Встречаются обратимые нарушения работы указанных двигательных
центров головного мозга:
например преходящий паралич после судорожного припадка, черепно-мозговой
травмы, атаксия при врожденном гипотиреозе или передозировке противоэпилептических
средств.
Бывают двигательные нарушения, не относящиеся к церебральному
параличу и связанные с болезнью мышц, периферических нервов
или двигательных клеток спинного мозга.
Эти состояния не следует путать с детским церебральным параличом.
У каждого конкретного ребенка с параличом имеются индивидуальные
особенности нарушения движений, как по вовлечению частей тела,
так и по выраженности симптомов
Детский церебральный паралич проявляется в задержке двигательного
развития, в уменьшении силы, объема, скорости, плавности, точности
и частоты произвольных движений, в трудности удержания различных
поз и перехода из одной позы в другую. Кроме того, специалисты
выявляют аномалии мышечного тонуса и рефлексов.
В большинстве случаев первые признаки церебрального паралича у доношенных
детей можно заметить не ранее 2.5 3 месяцев, у недоношенных
позже.
Общая последовательность "проявления" симптомов от головы
к ногам. Сначала обращает на себя внимание неустойчивое удержание
головы, затруднение поворота головы в стороны, появление и нарастание
косоглазия. Позже становится заметным, ограничение подвижности рук
и т.д. Очевидная картина расстройства формируется к 12 - 18 месяцам.
Развитие церебрального паралича можно с высокой вероятностью предсказать
у недоношенных детей на основании данных нейросонографии (ультразвукового
исследования мозга), проведенной в возрасте 1 и 2 месяцев. С меньшей
вероятностью у доношенных новорожденных, перенесших асфиксию
на основании оценки по шкале Апгар (3 балла и менее на 15-20
минуте после рождения).
Для раннего выявления церебрального паралича можно использовать
проверочную таблицу, заполняемую на основании наблюдения
за поведением ребенка.
Двигательные
функции |
Месяцы |
|
2 |
4 |
6 |
9 |
12 |
15 |
Устойчиво
держит голову в вертикальном положении |
|
|
|
|
|
|
Лежа на
животе, опирается на предплечья и удерживает голову вертикально |
|
|
|
|
|
|
Нет косоглазия |
|
|
|
|
|
|
Лежа на
спине, играет своими руками, смотрит на них |
|
|
|
|
|
|
Может высунуть
язык изо рта |
|
|
|
|
|
|
Лежа на
животе, опираясь на предплечье одной руки, другой берет
предмет |
|
|
|
|
|
|
Вращает
предплечье (при этом вращается кисть вместе с удерживаемой
игрушкой)
|
|
|
|
|
|
|
Может перекладывать
предметы из руки в руку |
|
|
|
|
|
|
Может держать
по предмету в каждой руке |
|
|
|
|
|
|
Переворачивается
со спины на живот, вращая туловище |
|
|
|
|
|
|
Сидя без
поддержки может потянуться к игрушке, обернуться назад |
|
|
|
|
|
|
Хлопает
в ладоши |
|
|
|
|
|
|
Встает на
четвереньки |
|
|
|
|
|
|
Садится
сам из позы лежа на спине |
|
|
|
|
|
|
Может захватить
и держать маленький предмет кончиками I и II пальцев (пинцетный
захват)
|
|
|
|
|
|
|
Бросает
предметы |
|
|
|
|
|
|
Стоит без
поддержки |
|
|
|
|
|
|
Ходит без
поддержки
|
|
|
|
|
|
|
Встает с
пола без поддержки из положения сидя |
|
|
|
|
|
|
Может аккуратно
поставить один предмет на другой |
|
|
|
|
|
|
Может держать
предмет на ладони |
|
|
|
|
|
|
возраст, в котором поведение наблюдается в норме
• Если какое-то поведение из перечисленных в таблице не наблюдается
в возрасте, обозначенном зеленым цветом, то следует показать
ребенка врачуневрологу !
У некоторых детей с церебральным параличом встречаются такие нарушения
как эпилепсия, умственная отсталость или задержка психического развития,
нарушения обучения письму, чтению, счету, синдром гиперактивности
и дефицита внимания, устной экспрессивной речи, слуха, зрения, проблемы
приема пищи, ортопедические проблемы (например подвывих бедра).
• Лечения церебрального паралича не существует,
так как поврежденные участки мозга не восстановимы. Однако всегда
есть возможность помочь ребенку быть более успешным и более
самостоятельным. В этом отношении могут быть полезны технические
средства, специальное оборудование, занятия и советы специалистов
по развитию движений.
• Наиболее эффективно психолого-педагогическое сопровождение
семьи ребенка специалистами, начиная с первых месяцев жизни.
При этом должны своевременно решаться следующие задачи:
понимание родителями сущности проблем ребенка, его ближайших
перспектив развития и основных потребностей, принятие ребенка
семьей таким, какой он есть, освоение членами семьи основных
приемов и правил ухода и воспитания малыша, способов наиболее
эффективного общения с ребенком, освоение приемов физической
помощи ребенку (элементов кинезиотерапии) и развивающих игр,
способствующих его двигательному и психическому развитию, приобретение
специального оборудования, обеспечение адекватной развивающей
среды.
Все это закладывает основу для получения хорошего образования,
способствует развитию максимально возможной самостоятельности.
•
В некоторых случаях на основании обследования головного мозга
младенцев при помощи нейросонографии, магнитно-резрнансной или
компьютерной (рентгеновской) томографии можно говорить о вероятности
развития церебрального паралича и его тяжести.
• В тяжелейших случаях, в 2 года можно предполагать, что ребенок никогда
не будет самостоятельно ходить. Большинство детей с менее тяжелыми
нарушениями обычно начинают ходить сами до 8 10 лет.
• Наилучшая для ребенка позиция родителей это сочетание оптимизма
и реализма, т.е. веры в потенциал развития ребенка и понимания его
реальных возможностей в настоящее время.
• Многие дети с церебральным параличом имеют нормальный общий интеллект,
при этом, у некоторых имеются специфические трудности в обучении (в
освоении навыков чтения, рисования, письма, счета). Учитывая ограниченные
возможности двигательной сферы, часто запоздалое развитие речи,
очень трудно оценить умственные ресурсы ребенка и его потенциальный
образовательный маршрут раньше, чем в возрасте 5-6 лет.
|
|
|