Реклама:

ОГЛАВЛЕНИЕ


Аутизм

Генетические нарушения

Гидроцефалия

Нарушения зрения

Нарушения слуха

Неврозы

Последствия жестокого обращения

Посттравматические расстройства

Синдром Вильямса

Синдром гиперактивности
и дефицита внимания


Синдром Дауна

Синдром Прадера-Вилли

Синдром Смита-Магениса

Слепоглухота

Сложные нарушения

Умственная отсталость

Усыновленные дети

Церебральный паралич

Эмоциональные и поведенческие нарушения

Эпилепсия

Аутизм

Что это такое?

Аутизм – это нарушение развития, при котором нарушено общение и социальное взаимодействие с другими, а поведение выглядит довольно однообразным. У мальчиков такое расстройство встречается в 4 раза чаще. чем у девочек. Предполагается, что расстройство аутистического спектра встречается у 1 на 250 человек.

В это понятие входит классический аутизм, синдром Аспергера и первазивные (всеобъемлющие, глубокие) нарушения развития. Количество и выраженность симптомов у разных людей с аутизмом отличается довольно значительно. Многие дети имеют низкий интеллект и нуждаются в постоянном присмотре, некоторые обладают особенными способностями, кончают массовую школу, независимы и успешны, хотя и социально некомпетентны.

Симптомы
(по материалам Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders: DSM IV)

Качественное нарушение социального взаимодействия
Например:
– отсутствие или недостаточное использование зрительного контакта глаза в глаза, мимики, позы, жестов в социальном взаимодействии
– недоразвитие взаимодействия со сверстниками
– отсутствие или резкое снижение инициативы к общению или совместным занятиям с людьми, использования взрослого только в качестве инструмента–отсутствие эмоционального взаимодействия

Качественное нарушение общения
Например:
– задержка развития или отсутствие устной речи, не сопровождающаяся попытками общаться при помощи мимики и жестов
– при наличии речи, выраженное нарушение способности устанавливать диалог с другими
– стереотипное и повторное использование речи, речевых штампов
– отсутствие или недоразвитие игры с использованием воображаемых объектов и ситуаций, подражание действиям взрослых

Ограниченные, повторные и стереотипные интересы, деятельность и модели поведения Например:
– преобладание одного или нескольких стереотипных занятий
– строгое, негибкое соблюдение бессмысленных нефункциональных действий
– стереотипные и повторные движения частей тела или всего тела
– одержимость манипуляции с частями предметов или простыми предметами (шарами, палочками)

Диагностика

Диагноз ставится на основании наблюдения за поведением ребенка. В типичных случаях симптомы обнаруживаются в возрасте 18-24 месяцев. В Великобритании в 18 месяцев жизни используют опросник для раннего выявления расстройств аутистического спектра–CHAT.

CHAT – Checklist for Autism in Toddlers–A Screening Tool

да нет 1. Смотрит ли ребенок в глаза при встрече?
да нет 2. Удается ли привлечь внимание ребенка к объекту при помощи указательного жеста издалека?
да нет 3. Привлекайте внимание ребенка к игрушечной чашке, и попросите его "попить сок". Справляется ли ребенок с этим? (Можно попытать вызвать другие игровые действия ребенка "по-нарошку")
да нет 4. Указывает ли ребенок на названные объекты указательным жестом (и взглядывает при этом на вас)? (3)
да нет 5. Строит ли ребенок башню из кубиков? (Из скольких?)

Помощь

Планируя помощь, необходимо учитывать: ·
• индивидуальные особенности ребенка, например, обучение (слуховое. зрительное, двигательное–слушая как кто-то делает, наблюдая как кто-то делает, делая самостоятельно)
• общее влияние на жизнь семьи

Терапия, основанная на выстраивании межличностных отношений

Главная цель – облегчение формирования крепких и теплых межличностных отношений (как основы для нормального психического развития ребенка). ·

• Специалист и родитель стараются поддержать внимание, отношения в двухстороннем общении в игре, выбранной ребенком. ·
• Театральная терапия ·
• Участие в групповых акциях, например–слушание музыки, движения под музыку Проводится опытным тренером эта группа создает удобные ситуации для аутичного ребенка тренировать социальные навыки в пределах малой социальной группы

Поведенческая терапия

Главная цель–научение сложным навыкам, путем деления навыков на маленькие шаги, и подкрепления правильного поведения. ·
• Программа TEACCH, рассчитана на тех, кто обучается зрительно.
• PECS–графический метод, разработанный для неговорящих аутичных людей с целью помощи в выражении своих нужд, действия по плану.

Прогноз

В зависимости от уровня функционирования возможны разные варианты для взрослых с аутизмом: от проживания под присмотром до независимой жизни. Работа также разнообразна в зависимости от глубины расстройства и организации социальной помощи.

Аутичный ребенок в семье

Живя с аутичным ребенком часто приходится перестраивать ожидания семьи, связанные как повседневными, так и особыми ситуациями. Иногда, такие семьи оказываются изолированными от других, либо из-за переутомления, либо от опасения неадекватного поведения ребенка в социальном окружении. Родители могут испытывать депрессию. оторванность от общих привычных видов активности. Обучение ребенка основным навыкам общения и социального взаимодействия может существенно облегчить жизнь семьи. Неречевым детям могут помогать графические средства. Важно привлекать ребенка к семейным делам, например – к сортировке столовых приборов. Однако, наиболее мощное влияние на развитие ребенка оказывают отношения с близкими Наверх страницы   
  

СОБЫТИЯ В ЛЕКОТЕКЕ


 
 

КОНТАКТЫ

Москва, ул. Часовая, д. 5 А
+7 (499) 152-42-24
+7 (499) 152-02-51
email: lekoteka@mail.ru
 
По вопросам работы сайта: alexnaya @ yandex.ru
Постоянная выставка
 
«Вариативные формы дошкольного образования в системе Департамента образования города Москвы»
 
Читать далее...
Ассоциация
 
Вступайте в «Ассоциацию педагогов дошкольного образования» и секцию «Педагоги вариативных форм дошкольного образования»
 
Читать далее...