|
Аутизм
Аутизм это нарушение развития, при котором нарушено общение
и социальное взаимодействие с другими, а поведение выглядит довольно
однообразным. У мальчиков такое расстройство встречается в 4 раза
чаще. чем у девочек. Предполагается, что расстройство аутистического
спектра встречается у 1 на 250 человек.
В это понятие входит классический аутизм, синдром Аспергера
и первазивные (всеобъемлющие, глубокие) нарушения развития.
Количество и выраженность симптомов у разных людей с аутизмом
отличается довольно значительно. Многие дети имеют низкий интеллект
и нуждаются в постоянном присмотре, некоторые обладают особенными
способностями, кончают массовую школу, независимы и успешны,
хотя и социально некомпетентны.
(по материалам Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders:
DSM IV)
• Качественное нарушение социального взаимодействия
Например:
отсутствие или недостаточное использование зрительного контакта
глаза в глаза, мимики, позы, жестов в социальном взаимодействии
недоразвитие взаимодействия со сверстниками
отсутствие или резкое снижение инициативы к общению или совместным
занятиям с людьми, использования взрослого только в качестве инструментаотсутствие
эмоционального взаимодействия
• Качественное нарушение общения
Например:
задержка развития или отсутствие устной речи, не сопровождающаяся
попытками общаться при помощи мимики и жестов
при наличии речи, выраженное нарушение способности устанавливать
диалог с другими
стереотипное и повторное использование речи, речевых штампов
отсутствие или недоразвитие игры с использованием воображаемых
объектов и ситуаций, подражание действиям взрослых
• Ограниченные, повторные и стереотипные интересы, деятельность
и модели поведения
Например:
преобладание одного или нескольких стереотипных занятий
строгое, негибкое соблюдение бессмысленных нефункциональных
действий
стереотипные и повторные движения частей тела или всего тела
одержимость манипуляции с частями предметов или простыми предметами
(шарами, палочками)
Диагноз ставится на основании наблюдения за поведением ребенка.
В типичных случаях симптомы обнаруживаются в возрасте 18-24
месяцев. В Великобритании в 18 месяцев жизни используют опросник
для раннего выявления расстройств аутистического спектраCHAT.
да |
нет |
1. Смотрит ли ребенок в глаза при встрече?
|
да |
нет |
2. Удается ли привлечь внимание ребенка
к объекту при помощи указательного жеста издалека?
|
да |
нет |
3. Привлекайте внимание ребенка к игрушечной
чашке, и попросите его "попить сок". Справляется
ли ребенок с этим? (Можно попытать вызвать другие игровые
действия ребенка "по-нарошку")
|
да |
нет |
4. Указывает ли ребенок на названные
объекты указательным жестом (и взглядывает при этом
на вас)? (3)
|
да |
нет |
5. Строит ли ребенок башню из кубиков?
(Из скольких?)
|
Планируя помощь, необходимо учитывать: ·
• индивидуальные особенности ребенка, например, обучение (слуховое.
зрительное, двигательноеслушая как кто-то делает, наблюдая
как кто-то делает, делая самостоятельно)
• общее влияние на жизнь семьи
Терапия, основанная на выстраивании межличностных отношений
Главная цель облегчение формирования крепких и теплых межличностных
отношений (как основы для нормального психического развития ребенка).
·
• Специалист и родитель стараются поддержать внимание, отношения в
двухстороннем общении в игре, выбранной ребенком. ·
• Театральная терапия ·
• Участие в групповых акциях, напримерслушание музыки, движения
под музыку Проводится опытным тренером эта группа создает удобные
ситуации для аутичного ребенка тренировать социальные навыки в пределах
малой социальной группы
Поведенческая терапия
Главная цельнаучение сложным навыкам, путем деления навыков
на маленькие шаги, и подкрепления правильного поведения. ·
• Программа TEACCH, рассчитана на тех, кто обучается зрительно.
• PECSграфический метод, разработанный для неговорящих аутичных
людей с целью помощи в выражении своих нужд, действия по плану.
В зависимости от уровня функционирования возможны разные варианты для взрослых с аутизмом: от проживания под присмотром до независимой жизни. Работа также разнообразна в зависимости от глубины расстройства и организации социальной помощи.
Живя с аутичным ребенком часто приходится перестраивать ожидания семьи,
связанные как повседневными, так и особыми ситуациями. Иногда, такие
семьи оказываются изолированными от других, либо из-за переутомления,
либо от опасения неадекватного поведения ребенка в социальном окружении.
Родители могут испытывать депрессию. оторванность от общих привычных
видов активности. Обучение ребенка основным навыкам общения и социального
взаимодействия может существенно облегчить жизнь семьи. Неречевым
детям могут помогать графические средства. Важно привлекать ребенка
к семейным делам, например к сортировке столовых приборов.
Однако, наиболее мощное влияние на развитие ребенка оказывают отношения
с близкими
|
|