Реклама:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Н. Н. ПАЛАГИНА

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИК


Л.А. Венгер [4] подчеркивает необходимость строить диагностику с учетом не только результатов, но и процесса и способов решения заданий.

Диагностика развития детей раннего возраста представляет особую трудность, поскольку «интеллект ребенка слишком нестабилен» (Ж. Пиаже). Значимый вклад в решение этой проблемы сделан Э. Л. Фрухт. Подчеркивая быстрый темп, неравномерность и скачкообразность развития детей раннего возраста, автор считает, что в методиках должны быть даны: «... название показателя, срок его формирования; материал, необходимый для проверки развития; ситуация проверки, методика определения развития... поведение ребенка, свидетельствующее о выполнении или невыполнении задания» [6; 158]. Ситуация проверки полусвободная; ребенка проверяют в группе, в привычной обстановке, используя игрушки и пособия.

Ниже предлагаются 10 методик диагностики фантазии у детей раннего возраста на доречевом и раннеречевом уровнях. Методики варьированы с учетом позиции взрослого в сотрудничестве с ребенком. Усиление меры помощи служит показателем невысокого уровня воображения. Предусматривается: 1 — выполнение задания без какой-либо помощи взрослого (высокий уровень развития); 2 — выполнение после минимальной помощи взрослого в виде параллельного действия, образца (средний уровень); 3 — выполнение после побуждения взрослого и прямого показа (уровень ниже среднего). Обследование должно включать повтор ситуации через 2—3 дня, с тем, чтобы заметить уровень обучаемости, продвижение ребенка. Методики учитывают не только возраст, но и уровень таких психических свойств или умений, без которых ребенок не сможет выполнить требуемое задание, т. е. условие предъявления задания. Учет показателей рекомендуется фиксировать в таблице, где по вертикали обозначаются задания а), б), в), а по горизонтали вариант сложности их 1), 2), 3). Успехи ребенка отмечаются знаком «+» или «-». В примечании фиксируют словесные или эмоциональные реакции.

ДИАГНОСТИКА ДОРЕЧЕВЫХ ФОРМ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ДО 2,5 ЛЕТ

I. Начальная форма перекомбинирования предметной среды.

Игровое отношение к предметам

Условие: Ребенок свободно манипулирует с предметами, знает функциональное назначение бытовых предметов, понимает речь, говорит отдельные слова.

Материал: Столик, 3 бумажные ленточки 15х2,5 см, чашка или кружка, коробка с мелкими предметами разного цвета, формы и величины: пуговицы, зажимы для полотенца, бусинки и т. п. (исключаются слишком мелкие и острые предметы в целях безопасности).

Методика выявления:

1) Взрослый привлекает внимание ребенка к коробке и высыпает содержимое на столик, подчеркнуто любуясь разноцветной мелочью. Наблюдает за действиями ребенка до 30 минут. Отмечает раскованность движений, разнообразие действий с привлекательным предметом, использование его в неспецифической функции, словесные обращения к нему, звукоподражание типа дррр, бух, кусь, ой-ой и т. д.

2) Если ребенок смотрит безучастно, взрослый побуждает его своим примером: а) предмет накрывает коробкой и открывает: Ку-ку, нету! — Вот он! б) переставляет по столу: Топ-


Диагностика урованя развития воображения детей раннего возраста страница 2

« Предыдущая     Следующая » 

000 001 002 003 004 005 006 

  

СОБЫТИЯ В ЛЕКОТЕКЕ


 
 

КОНТАКТЫ

Москва, ул. Часовая, д. 5 А
+7 (499) 152-42-24
+7 (499) 152-02-51
email: lekoteka@mail.ru
 
По вопросам работы сайта: alexnaya @ yandex.ru
Постоянная выставка
 
«Вариативные формы дошкольного образования в системе Департамента образования города Москвы»
 
Читать далее...
Ассоциация
 
Вступайте в «Ассоциацию педагогов дошкольного образования» и секцию «Педагоги вариативных форм дошкольного образования»
 
Читать далее...