Реклама:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Н. Н. ПАЛАГИНА

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИК


Перечисленные феномены были обнаружены у детей раннего возраста в проведенном нами исследовании [7]. Воображение предстает как спонтанная познавательная активность ребенка по созданию новых представлений в следующих показателях.

1. Перекомбинирование предметной среды путем переноса предмета в разные условия, использования в новой функции или придания ему новых, несвойственных значений и названий (игровое отношение ребенка к окружающему).

2. Называние (опредмечивание) бесформенных объектов.

3. Иллюстрирование (детализация) словесных сообщений изобразительными действиями,— активность «Покажи, как».

4. Словесное «дорисовывание» (детализация) краткого сообщения или нечетко воспринимаемого события.

5. Моделирование игровыми средствами: а) текущих событий, б) прошлых впечатлений, в) словесных сообщений.

6. Перенос сюжета на другие игрушки. Игра по схеме известного сюжета.

7. Варьирование игровых действий, учет специфики персонажа.

8. Обособление позиции персонажа, диалог с игрушкой.

9. Диалог по телефону с несуществующим абонентом.

10. Режиссерская игра.

Выбранные нами показатели соответствуют основным характеристикам воображения: способности воссоздать целостный образ-представление по отдельным элементам; создавать мнимые ситуации путем перекомбинирования элементов прошлого опыта и моделирования действительности игровыми средствами; способности отстраняться и видеть воображаемое как бы со стороны.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Построение методик диагностики определяется общей концепцией развития психики. Следуя культурно-исторической теории, многие известные психологи не считают тестирование достаточно объективным методом диагностики, поскольку тесты игнорируют сотрудничество взрослого с ребенком. Л.С. Выготский [2; 197] подчеркивал: «Каждая высшая психическая функция появляется в процессе развития поведения дважды: сначала как форма сотрудничества или взаимодействия.., а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка... как внутренний процесс». Следовательно, процедура исследования воображения детей раннего возраста должна предусматривать не простое тестирование, но взаимодействие взрослого с ребенком в игровых формах поведения.

С.Я. Рубинштейн [12] настаивает на включении в процедуру диагностики — помощи взрослого ребенку, помощи дозируемой и четко учитываемой.


Диагностика урованя развития воображения детей раннего возраста страница 1

« Предыдущая     Следующая » 

000 001 002 003 004 005 

  

СОБЫТИЯ В ЛЕКОТЕКЕ


 
 

КОНТАКТЫ

Москва, ул. Часовая, д. 5 А
+7 (499) 152-42-24
+7 (499) 152-02-51
email: lekoteka@mail.ru
 
По вопросам работы сайта: alexnaya @ yandex.ru
Постоянная выставка
 
«Вариативные формы дошкольного образования в системе Департамента образования города Москвы»
 
Читать далее...
Ассоциация
 
Вступайте в «Ассоциацию педагогов дошкольного образования» и секцию «Педагоги вариативных форм дошкольного образования»
 
Читать далее...