ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ


 

 

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Н. Н. ПАЛАГИНА

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИК


Диагностические методики необходимы для выявления как одаренности, так и задержки психического развития с целью своевременной помощи ребенку. Разработка методик актуальна также и в теоретическом плане как условие отбора достоверного и систематизированного материала для решения фундаментальных проблем психологии детского возраста. В свою очередь, диагностика зависит от фундаментальной науки, от того, какое содержание усматривается в том или ином психическом явлении. Для того чтобы выявить теоретическое обоснование методик, рассмотрим характеристики воображения у разных авторов.

Еще в начале века Т. Рибо [9] рассматривал воображение как процесс создания представлений, комбинирование нового из элементов старого. Автор утверждал, что воображать — значит, изображать. Такая характеристика позволяет положить в основу диагностики представления ребенка, когда он комбинирует предметную среду или кого-то изображает.

Имеются и другие свидетельства в пользу такого подхода. С.Л. Рубинштейн [11; 269] подчеркивал, что основной момент изображения — «возникновение и формирование целостного образа-представления», в этом заложено преобразование элементов действительности. По Ж. Пиаже [6], образ есть не просто след воспринятого, но его активная копия; воображение основано на действии как форма имитирования. Дж. Брунер [2] еще более тесно связывает изображение с действием, подчеркивая, что у детей вначале наблюдается представление действием и только позднее — представление образами.

Связь представления с действием позволяет создавать диагностические методики для доречевого периода развития, используя такие ситуации, когда ребенок изображает, подражает или преображает предметную среду. По мысли Л. С. Выготского, воображение складывается в игре, которая отличается «созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие» [2; 348]. Д.Б. Эльконин [13] рассматривает мнимую ситуацию в игре как модель социальных отношений. Моделирование, обобщение, схематизация, замещение и перенос действий на новые игрушки автором положены в основу анализа игры и мнимой ситуации.

Более развитые формы фантазии исследовал И.М. Розет [10], выделивший ее важнейший механизм — отстранение — возможность наблюдать создаваемые образы как бы со стороны. В исследовании О.М. Дьяченко [5] показано, что высокий уровень развития воображения проявляется как вариантность создаваемых ребенком образов. Бескорыстная познавательная активность и варианты способов действия считаются главными характеристиками творческой личности также в исследованиях креативности.

В.В. Давыдов [3; 9] характеризует воображение как фундаментальную способность, связанную «с умением человека видеть целое раньше его частей, ... не произведя еще его детального анализа». Такое представление позволяет построить диагностические методики на фактах опредмечивания бесформенных объектов, наделения предметов несвойственными функциями и значениями, создания целостной картины события по его фрагменту и т. п.


Диагностика урованя развития воображения детей раннего возраста страница

Следующая » 

000 001 002 003 004 

  

СОБЫТИЯ В ЛЕКОТЕКЕ


 
 

КОНТАКТЫ

Москва, ул. Часовая, д. 5 А
+7 (499) 152-42-24
+7 (499) 152-02-51
email: lekoteka@mail.ru
 
По вопросам работы сайта: alexnaya @ yandex.ru
Постоянная выставка
 
«Вариативные формы дошкольного образования в системе Департамента образования города Москвы»
 
Читать далее...
Ассоциация
 
Вступайте в «Ассоциацию педагогов дошкольного образования» и секцию «Педагоги вариативных форм дошкольного образования»
 
Читать далее...