Реклама:

Непрочитанные вами публикации:

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Психологические проблемы обучаемости и школьной успеваемости


    Понятие обучаемости было введено Н. А. Менчинской.

    • Обучаемость — система свойств личности и деятельности школьника, которая эмпирически характеризует его возможности в усвоении учебной программы — знаний, понятий, навыков и пр.

    Это общая характеристика психического развития, позволяющая достичь более высокого уровня в формировании обобщенных прин­ципов действия и способов действия. Кроме того, обучаемость свиде­тельствует и о специфических способностях: если она более развита у конкретного школьника, тот быстрее, в большем объеме, прочнее и гибче усвоит специфичную информацию. Обучаемость характеризуют:
    • психофизиологические процессы (возбуждение и торможение, их соотношение, работоспособность, скорость реакций, темп и ритм деятельности);
    • сенсорные и перцептивные процессы (схватывающий или дета­лизирующий тип восприятия, избирательность восприятия, чув­ствительность. особенности развития слухового или зрительного ощущения);
    • мнемическая функция (использование приемов запоминания. включение деятельности в запоминание, установка па долговре­менное и прочное запоминание, активное использование типа за­поминания и др.);
    • опора на гибкость мышления;
    • скорость мышления;
    • саморегуляция устойчивости, распределения внимания и др.
    Как установила Н. А. Менчинская. обучаемость проявляется в про­цессе усвоения школьниками понятий и овладения приемами умст­венной деятельности. В результате удалось выявить и индивидуальные особенности в исполнении учебной работы: «При достаточно выра­женном постоянстве этих различий имелось основание говорить о них не как о частных различиях в успешности выполнения тех или иных действий, а как о свойстве личности, которое и было обозначе­но термином "обучаемость", получившим свою содержательную ха­рактеристику путем выделения показателей, характеризующих это свойство».
    Вместе с тем установлено, что обучаемость ярко проявляется при выполнении заданий, требующих не стереотипных решений — по об­разцу, а таких, когда следовало совершить «микрооткрытие». Обна­ружили ученые и другое: высокая обучаемость не приводит к успеху, если у школьника нет направленности на учебную деятельность.
    Н. А. Менчинская и ее сотрудники выделили типы различий в обучаемости, основанные на ряде критериев:
    • восприимчивость к усвоению знаний, степень овладения умствен­ными операциями (интеллектуальные свойства);
    • направленность личности, определяющая отношения, оценки и идеалы.
    Данные признаки позволили определить 4 типа учащихся:
    1. Имеющие положительную характеристику восприимчивости к усвоению знаний, способные овладеть умственными операциями
    и отличающиеся положительной направленностью — позитивно относящиеся к школе.

    2. Имеющие отрицательную характеристику восприимчивости к усвоению зна


    Психологические проблемы обучаемости и школьной успеваемости страница

    Следующая » 

    000 001 002 003 

      

    СОБЫТИЯ В ЛЕКОТЕКЕ


     
     

    КОНТАКТЫ

    Москва, ул. Часовая, д. 5 А
    +7 (499) 152-42-24
    +7 (499) 152-02-51
    email: lekoteka@mail.ru
     
    По вопросам работы сайта: alexnaya @ yandex.ru
    Постоянная выставка
     
    «Вариативные формы дошкольного образования в системе Департамента образования города Москвы»
     
    Читать далее...
    Ассоциация
     
    Вступайте в «Ассоциацию педагогов дошкольного образования» и секцию «Педагоги вариативных форм дошкольного образования»
     
    Читать далее...