Реклама:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБУЧАЕМОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ У ДЕТЕЙ

Развивающее обучение: вопросы методологии и технологии

Санкт-Петербург
Вып.II, стр. 68-80
1998

Автор: А.Н.Корнев


в экспериментальной (а в настоящее время официально принятой) программе можно добиться гораздо более раннего, ускоренного и при этом радикально
улучшенного усвоения не только современного, но значительно увеличенного объема школьных знаний. Л.В.Занков (16) выдвинул в качестве обязательного для развивающего обучения принцип "обучения на высоком уровне трудности". При этом все вышеперечисленные авторы практически не проводили экспериментальнопсихологическую проверку доступности основной массе детей предлагаемой ими программы. Более того, в духе времени, принципиально отрицались широко использовавшиеся во всем мире методы экспериментальной проверки педагогических гипотез. Как писал Л.В.Занков, "в буржуазных концепциях, тесно связанных с кантианством, прагматизмом и другими идеалистическими течениями... вопрос внутренней связи способов обучения с процессом усвоения знаний подменяется тестированием, вычислением "коэффициентов умственного развития", коэффициентов корреляции и т.п.". Критикуя Э.Меймана, (критика этих работ была почти ритуальным действом в работах большинства психологов того времени) Л.В.Занков рассматривает как совершенно неприемлемую, позицию, когда цели и задачи воспитания согласуются с данными экспериментальной психологии ( там же,стр.62). По его мнению, психология в педагогическом исследовании имеет подчиненное значение.

Подобные взгляды сегодня, мягко говоря, производят впечатление устаревших и политически ангажированных. Однако, школьные программы и методики, использующиеся в конце 90-х годов сохраняют именно те основополагающие черты, которые были в них заложены на основе вышеописанных принципов.

Анализ картины психического здоровья школьников и уровня образованности основной массы выпускников школ свидетельствуют о наличии ряда негативных последствий подобной стратегии. Ориентация на наиболее зрелых , выносливых и обучаемых приводит к неуклонному росту числа детей с "проблемами в обучении". Как следствие - растет потребность в различных специализированных классах, предоставляющих этим детям коррекционную помощь и щадящие условия обучения. Почти принудительное навязывание всеобщего среднего образования привело к ситуации, когда определенная часть подростков с низкой учебной мотивацией или проблемами в обучении делала вид, что учится, а у чителя делали вид, что этого не замечают. В ряде случаев это провоцировало психогенную школьную дезадаптацию и подростковую делинквентность (26).

В связи с вышеизложенным представляется целесообразным принцип необходимости ограничить принципом достаточности , который определял бы границы разумного оптимума, т.е. того объема знаний, который зарекомендовал себя в практике как достаточный на данном этапе развития и обеспечивающий возможность дальнейшего их расширения в случае возникновения соответствующей потребности и наличия необходимых для этого условий. С психогигиенической точки


ОБУЧАЕМОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ У ДЕТЕЙ

« Предыдущая     Следующая » 

005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 

  

СОБЫТИЯ В ЛЕКОТЕКЕ


 
 

КОНТАКТЫ

Москва, ул. Часовая, д. 5 А
+7 (499) 152-42-24
+7 (499) 152-02-51
email: lekoteka@mail.ru
 
По вопросам работы сайта: alexnaya @ yandex.ru
Постоянная выставка
 
«Вариативные формы дошкольного образования в системе Департамента образования города Москвы»
 
Читать далее...
Ассоциация
 
Вступайте в «Ассоциацию педагогов дошкольного образования» и секцию «Педагоги вариативных форм дошкольного образования»
 
Читать далее...