Главная |
Новости |
Центр |
Специалисту |
Родителям |
F.A.Q |
|
Непрочитанные вами публикации:
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
cпециалисту Родителям Прочее Занятное разное
ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ |
|||
ОБУЧАЕМОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ У ДЕТЕЙРазвивающее обучение: вопросы методологии и технологии Санкт-Петербург Автор: А.Н.Корнев материала в начальной школе в настоящее время привело к тому, что начальный этап освоения школьных навыков оказался включенным в программу дошкольного воспитания. Вследствие подобной перегрузки многие дети приходят в школу с утерянной учебной мотивацией (39). 5.Все вышеизложенное позволяет поставить вопрос о целесообразности при создании программ развивающего обучения соблюдения принципов " необходимого и достаточного " с одной стороны, и " посильности для основной массы детского населения " - с другой. Первый из перечисленных принципов является наименее изученным. В литературе практически отсутствуют исследования, в которых соотносился бы объем предлагаемых знаний с потребностью в них в том или ином возрасте. Вопрос о востребованности предлагаемых знаний, применительно к детскому возрасту, даже не ставится. Нет подобных исследований и применительно к юношескому возрасту. В большинстве существующих работ по психологии обучения и развития в качестве аксиомы используется тезис о необходимости как можно быстрее сформировать у ребенка взрослые формы мышления. Все "незрелые" формы мышления, свойственные раннему и дошкольному детству рассматриваются как временный, переходный этап к "зрелому" теоретическому мышлению. Однако имеется немало свидетельств, что интеллектуальное "оснащение" взрослого человека включает все формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, интуитивно-практическое, мифологическое, эвристическое и дискурсивное, вербально-логическое (24,45). Каждое из них в определенных проблемных и житейских ситуациях может оказаться наиболее эффективным. Кроме того, язык описания внутренней картины мира должен быть адекватен стилю жизни, ведущей деятельности, мотивационной иерархии, социальной ролевой позиции индивида в соответствующий возрастной период (42). Ребенок, слишком рано усвоивший взрослые стереотипы мышления и характер восприятия окружающего мира, не только выглядит в глазах сверстников "чудаком", но и фактически оказывается социально дезадаптированным. Понятие "необходимого" весьма субъективно и может быть расширено до чрезвычайности. Важно, чтобы необходимость, актуальность усваиваемых знаний была очевидной для самого ребенка, а не навязывалась взрослым. Еще Л.С.Выготский писал: " ..техника письма дается ребенку раньше, чем у него назревает потребность в письменной речи и письменная речь становится для него нужной. ...обучение следует поставить так, чтобы чтение и письмо для чего-то были нужны ребенку" (8, стр.196). За последние несколько десятилетий большинство ведущих детских психологов и методистов-экспериментаторов свои исследования посвящали преимущественно тому, чтобы доказать, что детей можно научить большему объему знаний в более раннем возрасте (9,14,16). Авторы были убеждены, что по сравнению с программами, существовавшими в 50-х - 60-х годах, ОБУЧАЕМОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ У ДЕТЕЙ |
| |||||