Главная |
Новости |
Центр |
Специалисту |
Родителям |
F.A.Q |
|
Непрочитанные вами публикации:
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
cпециалисту Родителям Прочее Занятное разное
ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ |
|||
ОБУЧАЕМОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ У ДЕТЕЙРазвивающее обучение: вопросы методологии и технологии Санкт-Петербург Автор: А.Н.Корнев обнаруживают себя в существующих в педагогике теоретических представлениях о том, как ребенок в идеальных условиях усваивает знания и пользуется ими. Весьма авторитетные ученые в области педагогической психологии искренне были убеждены, что им известны "идеальные приемы" усвоения учебных предметов. Они полагали, что нормальный (точнее "идеальный") ребенок использует (или должен использовать) весь набор правил и приемов, предлагаемых школьной методикой, и только с их помощью способен овладеть знаниями. Как уже отмечалось выше, в 60-х - 70-х годах в педагогической психологии сложился научный миф о полной зависимости развития ребенка от социальных воздействий (главным образом, через школьное обучение) и абсолютной управляемости этого процесса. Это вполне согласовывалось с основными доктринами, предлагаемыми официальной идеологией того времени. Однако, жизнь представляет нам массу примеров, свидетельствующих о том, что психическое развитие ребенка иногда происходит не благодаря, а вопреки организованным управляющим социальным влияниям, если они не отвечают индивидуальным особенностям личности. В процессе накопления знаний и опыта ребенок проявляет себя не как пассивное, а как активное существо. Как известно, потребность в новой информации, исследовательское поведение наблюдается не только у человека, но даже у обезьян. Поэтому, наивной представляется своеобразная самоуверенность взрослых, полагающих, что все успехи и достижения ребенка являются исключительно результатом их воспитания. На самом деле, он достаточно часто идет своим, более удобным и естественным именно для него путем (15). Дескриптивные нормы (например, статистическая норма) как правило
построены на эмпирическом основании и отражают реальную картину, сло-жившуюся в конкретном сообществе, регионе, социальном слое (20). Выра- - 11 ботка нормативов последнего рода представляет собой достаточно трудоемкое занятие и, кроме того, нуждается с течением времени в обновлении. В настоящее время мы не имеем достаточно надежных отечественных данных подобного рода. Согласно общепринятым критериям статистического определения границ нормы, они соответствуют диапазону от min - (М - 2 стандартных ошибки) до max - (М + 2 стандартных ошибки). М - среднегрупповой показатель интеллекта в данной возрастной когорте (в любых избранных единицах измерения). При оценке общего интеллектуального показателя (IQ) по методике Д.Векслера диапазон интеллектуальной нормы по международным критериям будет 100 _+ .20 т.е. от 80 до 120 (.). Следовательно различия в IQ между здоровыми детьми одного и того же возраста, принадлежащими к двум полюсам диапазона нормы, будут существенно превышать разницу средних показателей интеллекта смежных возрастных когорт. Если перевести это на язык школьных понятий, то сильнейшие ученики, например, 2 класса по уровню развития соответствуют средним ученикам 3 класа, а слабейшие ОБУЧАЕМОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ У ДЕТЕЙ |
| |||||