Реклама:

Непрочитанные вами публикации:

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ОБУЧАЕМОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ У ДЕТЕЙ

    Развивающее обучение: вопросы методологии и технологии

    Санкт-Петербург
    Вып.II, стр. 68-80
    1998

    Автор: А.Н.Корнев


    , что предлагает обучающий. Каковы же формы оптимизации этого процесса?

    4. Накопленный за последнее столетие опыт ведущих педагогов мира свидетельствует, что обучение наиболее гармоничным образом способствует развитию, когда его содержание и методы сообразны естественным преобразованиям происходящим в тот или иной момент детства. Я.Коменский назвал это "принципом природосообразности". Любое новое знание или навык усваиваются полноценно в

    том случае, когда достигнутый уровень функциональной зрелости мозга и психики создает для этого необходимые объективные предпосылки. В связи с этим представляется чрезвычайно важным рассмотрение проблемы "нормы" в интеллектуальном развитии детей. Представляется очевидным, что, обучающий (и разумеется методист-дидакт) должен иметь надежные сведения о психологических возможностях и потребностях основной массы обучаемых им детей. В существующей отечественной психологической литературе настоящая проблема весьма скудно освещена. Сложившиеся представления о "норме" позволяют говорить о том, что разные исследователи, используя этот термин, трактуют его весьма разнообразно. Правомерно говорить о существовании целого ряда разных "норм", которые можно свести к двум основным категориям:
    а) прескриптивные и б) дескриптивные (19).

    Прескриптивные нормы интеллектуального развития представляют собой совокупность представлений о психическом развитии здорового ребенка, сложившиеся в научном сообществе (психологическом и педагогическом), в известной мере отражающие образ идеально развитого ребенка (19). Часто эти представления репрезентативны лишь для небольшой доли детского населения. В качестве примера можно привести нормы, заложенные в так назывемые "критериально-ориентированные тесты" (10), "социально-психологический норматив", на котором построен "ШТУР" (11,12). Эти и другие аналогичные концепции нормы (например,41) построены на теоретически выведенных представлениях об идеале психического развития. Д.Б.Эльконин (47), например, ввел свое понятие возрастной нормы, как наиболее высокого уровня развития, наблюдаемого в данной возрастной когорте: "Точкой отсчета при определенных условиях развития в каждый данный момент является уровень, достигаемый к концу периода при оптимальных условиях обучения и воспитания" (там же, стр.5). Близкие представления о норме психического развития прослеживаются и в работах В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина и Л.Н.Занкова. Это скорее не норма развития реально существующего детского населения, а социально заданный норматив. Как отмечает А.К.Маркова (28), диагностические пробы и критерии оценки, использовавшиеся этими авторами, не были доведены до уровня стандартизации и

    валидизации. Существовавшие же уже в тот период экспериментальные данные других авторов не принимались в расчет (29).

    Прескриптивные нормы


    ОБУЧАЕМОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ У ДЕТЕЙ

    « Предыдущая     Следующая » 

    000 001 002 003 004 005 006 007 008 009 

      

    СОБЫТИЯ В ЛЕКОТЕКЕ


     
     

    КОНТАКТЫ

    Москва, ул. Часовая, д. 5 А
    +7 (499) 152-42-24
    +7 (499) 152-02-51
    email: lekoteka@mail.ru
     
    По вопросам работы сайта: alexnaya @ yandex.ru
    Постоянная выставка
     
    «Вариативные формы дошкольного образования в системе Департамента образования города Москвы»
     
    Читать далее...
    Ассоциация
     
    Вступайте в «Ассоциацию педагогов дошкольного образования» и секцию «Педагоги вариативных форм дошкольного образования»
     
    Читать далее...