Главная |
Новости |
Центр |
Специалисту |
Родителям |
F.A.Q |
|
Непрочитанные вами публикации:
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
cпециалисту Родителям Прочее Занятное разное
ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ |
|||
ОБУЧАЕМОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ У ДЕТЕЙРазвивающее обучение: вопросы методологии и технологии Санкт-Петербург Автор: А.Н.Корнев , что предлагает обучающий. Каковы же формы оптимизации этого процесса? 4. Накопленный за последнее столетие опыт ведущих педагогов мира свидетельствует, что обучение наиболее гармоничным образом способствует развитию, когда его содержание и методы сообразны естественным преобразованиям происходящим в тот или иной момент детства. Я.Коменский назвал это "принципом природосообразности". Любое новое знание или навык усваиваются полноценно в том случае, когда достигнутый уровень функциональной зрелости мозга и психики
создает для этого необходимые объективные предпосылки. В связи с этим
представляется чрезвычайно важным рассмотрение проблемы "нормы" в
интеллектуальном развитии детей. Представляется очевидным, что, обучающий (и
разумеется методист-дидакт) должен иметь надежные сведения о психологических
возможностях и потребностях основной массы обучаемых им детей. В существующей отечественной психологической литературе настоящая проблема весьма скудно
освещена. Сложившиеся представления о "норме" позволяют говорить о том, что
разные исследователи, используя этот термин, трактуют его весьма разнообразно.
Правомерно говорить о существовании целого ряда разных "норм", которые можно
свести к двум основным категориям: Прескриптивные нормы интеллектуального развития представляют собой совокупность представлений о психическом развитии здорового ребенка, сложившиеся в научном сообществе (психологическом и педагогическом), в известной мере отражающие образ идеально развитого ребенка (19). Часто эти представления репрезентативны лишь для небольшой доли детского населения. В качестве примера можно привести нормы, заложенные в так назывемые "критериально-ориентированные тесты" (10), "социально-психологический норматив", на котором построен "ШТУР" (11,12). Эти и другие аналогичные концепции нормы (например,41) построены на теоретически выведенных представлениях об идеале психического развития. Д.Б.Эльконин (47), например, ввел свое понятие возрастной нормы, как наиболее высокого уровня развития, наблюдаемого в данной возрастной когорте: "Точкой отсчета при определенных условиях развития в каждый данный момент является уровень, достигаемый к концу периода при оптимальных условиях обучения и воспитания" (там же, стр.5). Близкие представления о норме психического развития прослеживаются и в работах В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина и Л.Н.Занкова. Это скорее не норма развития реально существующего детского населения, а социально заданный норматив. Как отмечает А.К.Маркова (28), диагностические пробы и критерии оценки, использовавшиеся этими авторами, не были доведены до уровня стандартизации и валидизации. Существовавшие же уже в тот период экспериментальные данные других авторов не принимались в расчет (29). Прескриптивные нормы ОБУЧАЕМОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ У ДЕТЕЙ |
| |||||