Реклама:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБУЧАЕМОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ У ДЕТЕЙ

Развивающее обучение: вопросы методологии и технологии

Санкт-Петербург
Вып.II, стр. 68-80
1998

Автор: А.Н.Корнев


одной половозрастной когорты обнаруживаются процессы как акцелерации (от13 до 20% детей), так и ретардации (тоже от13 до 20%). Таким образом, от 26 до 40% детей имеют динамику физиологического созревания, отклоняющуюся от средних статистических показателей. Дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут реально находится на разных этапах возрастного развития (30,43).

В процессе психического развития ребенок с одной стороны присваивает социальный опыт и знания, выработанные обществом , а с другой - совершенствует свои мыслительные способности. Поэтому считается целесообразным разделять научение , как усвоение новой информации или нового знания, и развитие , под которым подразумевается процесс совершенствования ин те ллектуальных способностей , появление психологических новообразований, рост эвристической компетенции функциональных самоорганизующихся систем мозга , в том числе и его когнитивной системы (3,17,18,28,45).

Нельзя не отметить, что сам термин "психическое развитие" в соответствующей литературе трактуется весьма разнообразно: актуальное и потенциальное развитие (по Л.С.Выготскому), функциональное и возрастное развитие (по А.В.Запорожцу), развитие, как ассимиляция и аккомодация, (по Ж.Пиаже), развитие, как эволюция

ведущих типов деятельности (по А.Н.Леонтьеву) и др. Соответственно и содержательная сторона психического развития разными исследователями трактуется весьма по-разному. Обобщая представления, сложившиеся в разных школах (Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Ж.Брунер, Э.Эриксон, З.Фрейд, А.Фрейд, А.Кетелл ) можно выделить несколько " линий развития ", каждая из которых представляет возрастные изменения в одном из качественно своеобразных аспектов личности.

а) Развитие привязанности от симбиотической узконаправленной привязанности-зависимости ребенка к матери - к автономии и расширению круга дифференцированных привязанностей (родственных, приятельских, дружеских, любовных), включающих широкий круг взрослых и сверстников;

б) Социализация и развитие коммуникативного поведения , увеличение степени разнообразия и гибкости коммуникативных стратегий , учитывающих социальный и эмоциональный контекст, локальную социальную иерархию (ролевую структуру ситуации): от имитационных форм коммуникативного поведения до полной автономности, гибкости, дифференцированности. Это сопровождается ростом ролевых репертуаров и социальных сценариев поведения);
в) Накопление эмпирического опыта взаимодействия с предметным миром, исследование функциональных свойств заложенных в конструкции предмета. При этом происходит выработка развернутых и мысленных схем продуктивных действий с предметами и их образная или концептуальная репрезентация. Развитие исследовательского поведения, овладение способами оперирования, использования, преобразования


ОБУЧАЕМОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ У ДЕТЕЙ

« Предыдущая     Следующая » 

000 001 002 003 004 005 

  

СОБЫТИЯ В ЛЕКОТЕКЕ


 
 

КОНТАКТЫ

Москва, ул. Часовая, д. 5 А
+7 (499) 152-42-24
+7 (499) 152-02-51
email: lekoteka@mail.ru
 
По вопросам работы сайта: alexnaya @ yandex.ru
Постоянная выставка
 
«Вариативные формы дошкольного образования в системе Департамента образования города Москвы»
 
Читать далее...
Ассоциация
 
Вступайте в «Ассоциацию педагогов дошкольного образования» и секцию «Педагоги вариативных форм дошкольного образования»
 
Читать далее...