Главная |
Новости |
Центр |
Специалисту |
Родителям |
F.A.Q |
|
Непрочитанные вами публикации:
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
cпециалисту Родителям Прочее Занятное разное
ПОДПИСАТЬСЯ НА РАССЫЛКУ |
|||
ОБУЧАЕМОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ У ДЕТЕЙРазвивающее обучение: вопросы методологии и технологии Санкт-Петербург Автор: А.Н.Корнев 1. Исследование научения (или учения) и обучения как способа и средства психического развития ребенка не перестает быть актуальной темой на протяжении более чем полувека. Она является частью более фундаментальной проблемы: роль психофизиологических детерминант и социокультуральных факторов в психическом онтогенезе. На протяжении многих веков ученых волнует вопрос: от чего зависит формирование основных психических черт человека? От природных задатков (т.е. генетической программы) или воспитания (т.е. социокультуральных влияний)? Как известно, советскую школу психологов в этом вопросе всегда отличал социоцентризм (2,3,9,14,47). В западной психологии представлен широкий спектр теорий, как социально ориентированных (теория социального научения Б.Скиннера, А.Бандуры), так и нативистских, придающих приоритетное значение генетически детерминированной программе психофизиологического созревания (Ж.Пиаже,А.Валлон,А.Гезелл ). Социально ориентированные научные школы отводят ведущую роль в формировании высших психических функций организованному обучению. От этого ставится в зависимость темпы и качество психического развития ребенка. А поскольку социально утвержденный эталон организованного обучения представляет система дошкольного и школьного образования, то именно она и рассматривается в этом случае как основное средство "управления процессом психического развития детей". Представители альтернативной точки зрения связывают появление качественно новых психических характеристик в процессе развития с реализацией врожденной программы созревания мозга (34,36). В настоящее время наибольшим признанием пользуется интегративная модель, включающая оба ряда детерминант. Многочисленные экспериментальные данные свидетельствуют, что для нормального психического развития необходимы как оптимальный уровень биологической зрелости мозга, так и адекватные качественно и количественно средовые условия. Ее авторы полагают, что в процессе психического развития ребенок является активным существом, субъектом познания , а не объектом обучения (5,33). В соответствии с потребностями (ведущей мотивацией) каждого из этапов возрастного развития и свойственному ему ведущего типа деятельности ребенок избирательно усваивает наиболее актуальную и содержательно релевантную информацию (что согласуется с концепцией "сенситивных периодов"). В данной модели развития важное значение придается наличию функциональной (психофизиологической) готовности к усвоению тех или иных знаний или навыков, что является обязательным условием полноценного овладения ими (6,17,29,48). Физиологическим, церебральным обеспечением развития является генетически детерминированное созревание мозгового субстрата, проявляющегося в прогрессирующей миэлинизации нервных волокон, синаптогенезе, образовании новых нейрональных связей. Данный процесс протекает во времени неравномерно, гетерохронно (27). Внутри ОБУЧАЕМОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ У ДЕТЕЙ |
| |||||