ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: ДИАГНОСТИКА, КОРРЕКЦИЯ, ПРОФИЛАКТИКА
Методическое руководство для врачей, психологов, педагогов, социальных работников и студентов ВУЗов
КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ (БИХЕВИОРАЛЬНАЯ) ТЕРАПИЯ (КБТ)- один из наиболее широко распространённых подходов в лечении детей и подростков. Этот метод опирается на представление о решающей роли мышления. Он применяется в основном для лечения подростков с ПТСР, у которых преобладают симптомы депрессии, и в потоке сознании которых доминируют негативные мысли о мире, о себе, о будущем, дети также верят, что эти мысли — правда. Очень часто эти мысли сочетаются с социальной дезадаптацией ребёнка. В первую очередь чрезвычайно важно установление хорошего контакта с пациентом. В дальнейшем лечение, как правило, включает аффективное обучение (тренинг умения распознавать свои эмоции и эмоции окружающих), тренинг решения социальных проблем (поведение в конфликтных ситуациях, взаимодействие с окружающими), когнитивное реструктурирование (перестройка негативных мыслей, переключение внимания на позитивные), мышечная релаксация с целью снятия напряжения, тревоги, гнева, тренинг по самоконтролю.
СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ основывается на утверждении, что помощь семье — эффективный метод в лечении ребёнка. Проводится как в случаях, когда насилие произошло вне семьи, так и в случаях, когда оно было внутри семьи (чаще всего при эмоциональном и физическом насилии со стороны родителей или при сексуальном насилии со стороны старших детей по отношении к младшим). Семейная терапия чаще всего использует когнитивно-бихевиоральные или психодинамические подходы. Работа проводится по принципу групповой психотерапии — в данном случае группой является одна семья. Семейная терапия исходит из следующих утверждений:
- семейная терапия есть составная часть практики детской и подростковой психиатрии;
- детские и подростковые эмоциональные и поведенческие трудности всегда воздействуют на семейную жизнь и отношения;
- семейные отношения всегда влияют пи развитие ребенка, эмоциональный статус, поведенческие способности;
- адаптация ребёнка или подростка с психопатологией к семье всегда есть цель лечения и требует перемен от семьи, аккомодации к ребёнку;
- семья всегда может быть источником понимания, поддержки и исцеления для детей и подростков;
- необходимо добиваться семейного соучастия на протяжении всего лечения.
Семейная терапия зачастую включает в себя также тренинг родителей, взаимодействие с социальными работниками и общественными организациями, если они вовлечены в оказание помощи ребёнку.
ИГРОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ — опирается на основные функции детской игры и может применяться у детей, пострадавших от всех видов насилия. Игра впервые стала включаться в психотерапевтическую работу Г. Хуг-Хельмут в 1919г. и Анной Фрейд в 1928 году. А. Фрейд одной из первых использовала игровую терапию для детей, переживших бомбёжки Лондона во время Второй мировой войны.
Игровая терапия может быть индивидуальной, семейной или групповой.
При проведении игровой терапии используются различные приёмы, такие как отражение неправильных форм поведения и постепенная выработка новых, более адекватных форм, создание безопасных отношений между ребёнком и взрослым, в силу чего ребёнок свободен утверждать себя гак, как он умеет, воссоздание в игре психотравмирующей ситуации и отыгрывания ее, сенсибилизация страхов путём неоднократного отыгрывания ситуации, провоцирующей страх. Примером синтеза поведенческой и игровой терапии может служить терапия взаимодействия ребёнок-родитель (Cheryl McNail, 1996), применяемая для предотвращения физического и эмоционального насилия в семье и более подробно описанная в гл. 4. 1.
Диагностика, коррекция, профилактка жестого обращения с детьми страница 23
« Предыдущая Следующая » 018 019 020 021 022 023 024 025 026 027 |