ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: ДИАГНОСТИКА, КОРРЕКЦИЯ, ПРОФИЛАКТИКА
Методическое руководство для врачей, психологов, педагогов, социальных работников и студентов ВУЗов
Наличие в семье атмосферы психической и эмоциональной депривации формирует личность с патологическими особенностями характера.
Подобные последствия депривации характерны для безнадзорных «уличных» детей и детей, живущих в учреждениях.
Уже с конца XVIII века раздаются голоса, обращающие внимание на неестественность среды в детских учреждениях. Некоторые ученые доказывали, что на детях из приютов всю жизнь лежит «стигмат неполноценности» (Пфаундлер, нач. XX в). Он же писал, что «ребёнок в приюте лишается личной, индивидуальной материнской заботы, следовательно, всей матери - и вместо этого его суют в фабрику по уходу или казармы для грудных детей».
Исследования М. Дамборской (1957 г.) показывают, что грудные дети из учреждений, начиная с 3-х месяцев, начинают отставать в развитии от «родительских» детей:
С 3-х месяцев - отстают моторика и подготовительная фаза речи.
С 6-и месяцев - отстают в сидении; задержка речи; меньше прибавляют в весе; чаще респираторные инфекции (типичный насморк); сильные нарушения в эмоциональной сфере.
К 24-м месяцам - трудности в адаптации к новым людям и в необычной ситуации (бедная вокализация, исчезновение улыбки, ухудшенное сосредоточение, ускоренное дыхание, плач).
От 1 года - до 3 лет - отставание в развитии памяти, внимания и вообще интеллекта.
К 6-ти годам в основном задержка развития интеллекта выравнивается, но остаются проблемы с адаптацией, эмоциями, привязанностью и т. д.
Дети, воспитывающиеся в условиях депривации, в детских учреждениях часто имеют проблемы (Мухамедрахимов Р. Ж., Санкт-Петербург):
В младенческом возрасте:
- со вскармливанием,
- нарушение пищеварения,
- меньший вес и рост, задержка развития,
- могут быть ненасытными в еде,
- трудности с употреблением твердой пищи,
- спокойно лежат в кровати, не призывая взрослого и не пытаясь встать.
В раннем, дошкольном и младшем школьном возрастах:
- стереотипное поведение,
- избегают других детей,
- пассивность,
- агрессивность,
- чрезмерная активность,
- рассеянность,
- неспособность сформировать глубокую и искреннюю привязанность,
- неразборчиво дружелюбны (любят всех),
- трудности в установлении контактов.
Типичные жизненные трудности, с которыми сталкиваются дети, выросшие в учреждениях.
Диагностика, коррекция, профилактка жестого обращения с детьми страница 19
« Предыдущая Следующая » 014 015 016 017 018 019 020 021 022 023 |