Авторская программа С.Л.БРАТЧЕНКО
Н. Н. ПАЛАГИНА
ОСНОВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ХХ ВЕКА
ТЕМА 7. НЕОБИХЕВИОРИЗМ И ДРУГИЕ МОДИФИКАЦИИ ОБЪЕКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Подход Эдварда ТОЛМЕНА /TOLMAN Edward/ (1886-1959). Новая "формула бихевиоризма" - молярное описание поведения. Функции организма как целого - целенаправленность, поведенческое познание, обучаемость. Промежуточные переменные - мотивационные и познавательные факторы. Латентное научение. Когнитивные карты.
Гипотетико-дедуктивный бихевиоризм Кларка ХАЛЛА /HULL Clark/ (1884-1952). Принципы поведения. Факторы и закономерности научения; градиент цели.
Бихевиористские теории научения. Виды научения - перцептивное, сенсомоторное, моторное, вербальное и др. Факторы и механизмы научения. Проблема переноса навыка. Социальное научение и развитие. Принцип диадического развития Роберта СИРСА.
Теории личностных черт и факторов - подходы Гордона ОЛПОРТА, Раймонда КЕТТЕЛЛА, Ганса АЙЗЕНКА. Черта как "последовательность поведения". Факторы - "глубинные" фундаментальные черты личности. Трех-, пяти- и шестнадцати- факторные модели личности.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
Молярное описание, целенаправленное поведение, промежуточные переменные, латентное научение, когнитивные карты; градиент цели, социальное научение; диадическое развитие; личностная черта, факторы.
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ, КОНТРОЛЬНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ.
- Необихевиоризм - бихевиоризм ли это?
- Научение с точки зрения объективной психологии.
- Особенности диадического развития в семье.
- Личностные черты - миф или реальность?
- Дилемма ситуативной и личностной детерминации.
- Советская психология и необихевиоризм – точки пересечения.
ЛИТЕРАТУРА.
Основная:
- АЙЗЕНК Г.Ю. Количество измерений личности: 16,5 или 3? - критерии таксономической парадигмы. // Иностр. психол. - 1993 -N 2 - С. 9-24.
- БАНДУРА А., УОЛТЕРС Р. Принципы социального поведения. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984, С. 55-60.
- МЕЙЛИ Р. Черты личности. Факторный анализ личности. // Экспериментальная психология. Под ред. П.Фресса, Ж.Пиаже. - Вып. 5 - М., 1975, С. 215-248.
- МИЛЛЕР Д., ГАЛАНТЕР Ю., ПРИБРАМ К. Планы и структура поведения. // История зарубежной психологии. (30-60-е гг. ХХ в.) Тексты. М., 1986, С. 97-115.
- де МОНПЕЛЬЕ Ж. Научение. // Экспериментальная психология. Под ред. П. Фресса, Ж.Пиаже. Вып. 4 - М., 1973. С. 59-137.
- ОЛЕРОН Ж. Перенос. // Там же, С. 138-208.
- ТОЛМЕН Э. Поведение как молярный феномен. // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980, С. 46-63.
- ХАЛИ К.Л. Принципы поведения. // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986
- ХОМАНС ДЖ. Социальное поведение как обмен. // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984, С. 82-91.
Дополнительная:
- АНЦЫФЕРОВА Л.И. Мышление и навык в бихевиоризме и необихевиоризме. // Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах. М., 1966, С. 132-
- ГОДФРУА Ж. Научение. // Годфруа Ж. Что такое психология. т.1. М., 1992, С. 302-34.
- ЛИСИНА М.И. Некоторые проблемы переноса в работах зарубежных авторов. // Вопросы психологии – 1960 - N 5 - С. 153-161.
- ФОЛЛЕСДАЛЬ Д. Интенциональность и бихевиоризм. // Научное знание: логика, понятия, структура. Новосибирск, 1987, С.236-255
Основные зарубежные психологические концепции 20 века страница 13
« Предыдущая Следующая » 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 |