Реклама:

ОГЛАВЛЕНИЕ

Авторская программа  С.Л.БРАТЧЕНКО

Н. Н. ПАЛАГИНА

 

ОСНОВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ХХ ВЕКА


РАЗДЕЛ II. БИХЕВИОРИСТСКАЯ И КОГНИТИВИСТСКАЯ ОРИЕНТАЦИИ.

ТЕМА 6. КЛАССИЧЕСКИЙ БИХЕВИОРИЗМ.
Идеи  Ивана Михайловича СЕЧЕНОВА (1829-1905), Ивана Петровича ПАВЛОВА (1849-1936), Владимира Михайловича БЕХТЕРЕВА (1857-1927) и их влияние на становление "объективной психологии".
Эдвард ТОРНДАЙК /THORNDIKE E./ (1874-1949) – пионер объективного подхода в зарубежной психологии.  Естественно-научные основания подхода Э.Торндайка. Выход за пределы сознания.
Экспериментальные исследования поведения животных. Взгляд Э.Торндайка на психическое развитие и воспитание. Проблемная ситуация, кривые научения. Законы научения Э.Торндайка.
Джон УОТСОН /WATSON J./ (1878-1958) – основатель "поведенческой психологии", бихевиоризма.  Критика Дж. Уотсоном позиций структурной психологии и функциональной психологии.  Философские и гносеологические корни бихевиоризма.
Ключевые положения подхода Дж.Уотсона: естественно-научная концепция психологии; новое понимание предмета и целей психологии как науки (от "потока сознания" к "потоку поведения"); изменение локуса научной ответственности - отказ от интроспекции как основного метода психологического исследования и переход к "объективному наблюдению"; признание принципиального сходства психики животных и человека. Стремление Дж.Уотсона придать психологии практическую значимость.
Взгляд на психическое развитие как результат исключительно внешних воздействий и воспитания.  Схема "стимул-реакция". Обусловливание. Навык и научение.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
Условный и безусловный рефлекс, объективная  (поведенческая) психология, бихевиоризм, кривые научения, объективное наблюдение, обусловливание, навык.

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ, КОНТРОЛЬНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ.

  1. "Бихевиористская революция" в психологии и ее суть.
  2. Наблюдение против самонаблюдения.
  3. Бихевиористская модель психического развития.
  4. Достижения и открытия объективной психологии.
  5. Взаимодействие и взаимовлияние бихевиоризма и советской психологии.

ЛИТЕРАТУРА.
Основная:

  1. БЕХТЕРЕВ В.М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной психологии. // Психол.журн. -1981  N 6 - С. 142-154.
  2. ПАВЛОВ И.П. Естественно-научное изучение так называемой душевной деятельности животных. // Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., 1973, С. 45-58.
  3. СЕЧЕНОВ И.М. Кому и как развивать психологию? // Сеченов. И.М.  Избранные философские и
  4. психологические произведения.  М., 1947, С. 222-308.
  5. ТОРНДАЙК Э. Процесс учения у человека. М.-Л., 1935.
  6. ТОРНДАЙК Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1926.
  7. УОТСОН ДЖ. Психология с точки зрения бихевиориста. //Хрестоматия по истории психологии. М., 1980, С. 17-34.
  8. УОТСОН ДЖ.  Бихевиоризм. // Там же, С. 34-44.
  9. УОТСОН ДЖ. Психология как наука о поведении. М.-Л., 1926.
  10. УОТСОН ДЖ. Психологический уход за ребенком. М., 1930.

Дополнительная:

  • БОРИНГ Э.Г. История интроспекции. // История психологии (10-30-е гг. ХХ в. Период открытого кризиса.) Тексты.  М., 1992, С. 20-47.
  • ДРОППОВА З. и др. Моделирование и бихевиоризм. // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М., 1983, С. 144-150.
  • ЖУРАВСКИЙ Д. Неосуществленный проект Ивана Павлова. // Вопросы  философии - 1991 - N 9 - С. 14-31.


Основные зарубежные психологические концепции 20 века страница 11

« Предыдущая     Следующая » 

006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 

  

СОБЫТИЯ В ЛЕКОТЕКЕ


 
 

КОНТАКТЫ

Москва, ул. Часовая, д. 5 А
+7 (499) 152-42-24
+7 (499) 152-02-51
email: lekoteka@mail.ru
 
По вопросам работы сайта: alexnaya @ yandex.ru
Постоянная выставка
 
«Вариативные формы дошкольного образования в системе Департамента образования города Москвы»
 
Читать далее...
Ассоциация
 
Вступайте в «Ассоциацию педагогов дошкольного образования» и секцию «Педагоги вариативных форм дошкольного образования»
 
Читать далее...