Авторская программа С.Л.БРАТЧЕНКО
Н. Н. ПАЛАГИНА
ОСНОВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ХХ ВЕКА
РАЗДЕЛ II. БИХЕВИОРИСТСКАЯ И КОГНИТИВИСТСКАЯ ОРИЕНТАЦИИ.
ТЕМА 6. КЛАССИЧЕСКИЙ БИХЕВИОРИЗМ.
Идеи Ивана Михайловича СЕЧЕНОВА (1829-1905), Ивана Петровича ПАВЛОВА (1849-1936), Владимира Михайловича БЕХТЕРЕВА (1857-1927) и их влияние на становление "объективной психологии".
Эдвард ТОРНДАЙК /THORNDIKE E./ (1874-1949) – пионер объективного подхода в зарубежной психологии. Естественно-научные основания подхода Э.Торндайка. Выход за пределы сознания.
Экспериментальные исследования поведения животных. Взгляд Э.Торндайка на психическое развитие и воспитание. Проблемная ситуация, кривые научения. Законы научения Э.Торндайка.
Джон УОТСОН /WATSON J./ (1878-1958) – основатель "поведенческой психологии", бихевиоризма. Критика Дж. Уотсоном позиций структурной психологии и функциональной психологии. Философские и гносеологические корни бихевиоризма.
Ключевые положения подхода Дж.Уотсона: естественно-научная концепция психологии; новое понимание предмета и целей психологии как науки (от "потока сознания" к "потоку поведения"); изменение локуса научной ответственности - отказ от интроспекции как основного метода психологического исследования и переход к "объективному наблюдению"; признание принципиального сходства психики животных и человека. Стремление Дж.Уотсона придать психологии практическую значимость.
Взгляд на психическое развитие как результат исключительно внешних воздействий и воспитания. Схема "стимул-реакция". Обусловливание. Навык и научение.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
Условный и безусловный рефлекс, объективная (поведенческая) психология, бихевиоризм, кривые научения, объективное наблюдение, обусловливание, навык.
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ, КОНТРОЛЬНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ.
- "Бихевиористская революция" в психологии и ее суть.
- Наблюдение против самонаблюдения.
- Бихевиористская модель психического развития.
- Достижения и открытия объективной психологии.
- Взаимодействие и взаимовлияние бихевиоризма и советской психологии.
ЛИТЕРАТУРА.
Основная:
- БЕХТЕРЕВ В.М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной психологии. // Психол.журн. -1981 N 6 - С. 142-154.
- ПАВЛОВ И.П. Естественно-научное изучение так называемой душевной деятельности животных. // Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., 1973, С. 45-58.
- СЕЧЕНОВ И.М. Кому и как развивать психологию? // Сеченов. И.М. Избранные философские и
- психологические произведения. М., 1947, С. 222-308.
- ТОРНДАЙК Э. Процесс учения у человека. М.-Л., 1935.
- ТОРНДАЙК Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1926.
- УОТСОН ДЖ. Психология с точки зрения бихевиориста. //Хрестоматия по истории психологии. М., 1980, С. 17-34.
- УОТСОН ДЖ. Бихевиоризм. // Там же, С. 34-44.
- УОТСОН ДЖ. Психология как наука о поведении. М.-Л., 1926.
- УОТСОН ДЖ. Психологический уход за ребенком. М., 1930.
Дополнительная:
- БОРИНГ Э.Г. История интроспекции. // История психологии (10-30-е гг. ХХ в. Период открытого кризиса.) Тексты. М., 1992, С. 20-47.
- ДРОППОВА З. и др. Моделирование и бихевиоризм. // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М., 1983, С. 144-150.
- ЖУРАВСКИЙ Д. Неосуществленный проект Ивана Павлова. // Вопросы философии - 1991 - N 9 - С. 14-31.
Основные зарубежные психологические концепции 20 века страница 11
« Предыдущая Следующая » 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 |