Реклама:

ОГЛАВЛЕНИЕ

Авторская программа  С.Л.БРАТЧЕНКО

Н. Н. ПАЛАГИНА

 

ОСНОВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ХХ ВЕКА


Тема 1. ВВЕДЕНИЕ: четыре базовые направления современной психологии и их взаимосвязи
Цели и задачи курса, его смысл для практического психолога.
Взаимосвязь методологии, теории и практики в психологии, влияние концептуальных установок на эмпирические исследования и практическую работу психолога.
Специфика исторического становления психологии - сочетание диахронической и синхронической линий развития,
 пролиферация основных идей и понятий, множественность концепций.
Общая схема развития психологического знания до ХХ века - периоды "неявного" (диффузного) существования психологических представлений, донаучного развития психологических идей, зарождения научной психологии, появление первых психологических концепций. Взаимодействие и борьба естественно-научного и гуманитарных подходов в психологии.
Основные направления развития психологии ХХ века (психоаналитическая ориентация бихевиористски-когнитивистская, гуманистическая) и их главные отличительные особенности.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
Научная психология, практическая психология, диахроническое и синхроническое развитие, пролиферация, естественно-научный подход, гуманитарный подход, психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология.

ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ, КОНТРОЛЬНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ.

  1. Психология научная и практическая - общее и различия.
  2. Нужна ли практическому психологу теория?
  3. Множественность концепций в психологии - недостаток или достоинство?
  4. Естественно-научный и гуманитарный подходы в психологии - за и против.
  5. "Точное знание" - всегда ли реальное?
  6. Три базовые ориентации современной психологии и их взаимосвязи.

ЛИТЕРАТУРА.

  • БАХТИН М.М. К методологии гуманитарных наук. // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, С. 361-371.
  • ВЫГОТСКИЙ Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. // Выготский Л.С. Собрание сочинений. - Т. 1. - С. 291-436.
  • ДИЛЬТЕЙ В. Описательная психология. // История психологии (10-30-е гг. ХХ в. Период открытого кризиса.) Тексты. М., 1992, С. 319-346.
  • КЛИМОВ Е.А. Точность, истинность знания и "технологический вымысел" в психологии. // Вопросы психол.  -  1990 -N 2 - С. 14-23.
  • КУЗЬМИН Е.С., ЯКУНИН В.А. Развитие психологии внутри естествознания.  Л., 1985.
  • КУН Т. Структура научных революций. М., 1977.
  • ЛЕВИН К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии. // История психологии. Тексты.  М., 1992, С. 47-78.
  • Психология и новые идеалы научности (материалы "круглого стола") // Вопросы философии - 1993 - N 5 -  С. 3-42.
  • РОДЖЕРС К. К науке о личности. // История зарубежной психологии.  Тексты. М., 1986, С. 200-230.
  • РОЗИН В.М. Научные интерпретации предмета психологии  (от парадигмы естественно-научной к гуманитарной) // Психол. журн. - 1991 - N 2 - С. 5-15.
  • СТЕЦЕНКО А.П. О роли и статусе методологического знания в современной советской психологии. // Вестн. МГУ - сер. Психология - - 1990 - N 2 - С.  39-54.
  • ФЕЙЕРАБЕНД П. Против методологического принуждения. // Избранные труды по методологии науки. М., 1986, С. 125-466.
  • ШКУРАТОВ В.А. Психика. Культура. История. Ростов-на-Дону, 1990.
  • ШПРАНГЕР Э. Два вида психологии. // История психологии (10-30-е гг.  ХХ в. Период открытого кризиса.). Тексты. М., 1992.
  • ЭТКИНД А.М. Психология практическая и академическая: расхождения когнитивных структур внутри профессионального сознания. // Вопросы  психол. - 1987 - N 6 - С. 20-30. ЮРЕВИЧ А.В. "Онтологический круг" и структура психологического знания. // Психол.журн., 1992 - N 1 - С. 6-14


Основные зарубежные психологические концепции 20 века страница 3

« Предыдущая     Следующая » 

000 001 002 003 004 005 006 007 

  

СОБЫТИЯ В ЛЕКОТЕКЕ


 
 

КОНТАКТЫ

Москва, ул. Часовая, д. 5 А
+7 (499) 152-42-24
+7 (499) 152-02-51
email: lekoteka@mail.ru
 
По вопросам работы сайта: alexnaya @ yandex.ru
Постоянная выставка
 
«Вариативные формы дошкольного образования в системе Департамента образования города Москвы»
 
Читать далее...
Ассоциация
 
Вступайте в «Ассоциацию педагогов дошкольного образования» и секцию «Педагоги вариативных форм дошкольного образования»
 
Читать далее...