Авторская программа С.Л.БРАТЧЕНКО
Н. Н. ПАЛАГИНА
ОСНОВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ХХ ВЕКА
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ: четыре базовые направления современной психологии и их взаимосвязи
Цели и задачи курса, его смысл для практического психолога.
Взаимосвязь методологии, теории и практики в психологии, влияние концептуальных установок на эмпирические исследования и практическую работу психолога.
Специфика исторического становления психологии - сочетание диахронической и синхронической линий развития,
пролиферация основных идей и понятий, множественность концепций.
Общая схема развития психологического знания до ХХ века - периоды "неявного" (диффузного) существования психологических представлений, донаучного развития психологических идей, зарождения научной психологии, появление первых психологических концепций. Взаимодействие и борьба естественно-научного и гуманитарных подходов в психологии.
Основные направления развития психологии ХХ века (психоаналитическая ориентация бихевиористски-когнитивистская, гуманистическая) и их главные отличительные особенности.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
Научная психология, практическая психология, диахроническое и синхроническое развитие, пролиферация, естественно-научный подход, гуманитарный подход, психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология.
ТЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ, КОНТРОЛЬНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ.
- Психология научная и практическая - общее и различия.
- Нужна ли практическому психологу теория?
- Множественность концепций в психологии - недостаток или достоинство?
- Естественно-научный и гуманитарный подходы в психологии - за и против.
- "Точное знание" - всегда ли реальное?
- Три базовые ориентации современной психологии и их взаимосвязи.
ЛИТЕРАТУРА.
- БАХТИН М.М. К методологии гуманитарных наук. // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, С. 361-371.
- ВЫГОТСКИЙ Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. // Выготский Л.С. Собрание сочинений. - Т. 1. - С. 291-436.
- ДИЛЬТЕЙ В. Описательная психология. // История психологии (10-30-е гг. ХХ в. Период открытого кризиса.) Тексты. М., 1992, С. 319-346.
- КЛИМОВ Е.А. Точность, истинность знания и "технологический вымысел" в психологии. // Вопросы психол. - 1990 -N 2 - С. 14-23.
- КУЗЬМИН Е.С., ЯКУНИН В.А. Развитие психологии внутри естествознания. Л., 1985.
- КУН Т. Структура научных революций. М., 1977.
- ЛЕВИН К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии. // История психологии. Тексты. М., 1992, С. 47-78.
- Психология и новые идеалы научности (материалы "круглого стола") // Вопросы философии - 1993 - N 5 - С. 3-42.
- РОДЖЕРС К. К науке о личности. // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986, С. 200-230.
- РОЗИН В.М. Научные интерпретации предмета психологии (от парадигмы естественно-научной к гуманитарной) // Психол. журн. - 1991 - N 2 - С. 5-15.
- СТЕЦЕНКО А.П. О роли и статусе методологического знания в современной советской психологии. // Вестн. МГУ - сер. Психология - - 1990 - N 2 - С. 39-54.
- ФЕЙЕРАБЕНД П. Против методологического принуждения. // Избранные труды по методологии науки. М., 1986, С. 125-466.
- ШКУРАТОВ В.А. Психика. Культура. История. Ростов-на-Дону, 1990.
- ШПРАНГЕР Э. Два вида психологии. // История психологии (10-30-е гг. ХХ в. Период открытого кризиса.). Тексты. М., 1992.
- ЭТКИНД А.М. Психология практическая и академическая: расхождения когнитивных структур внутри профессионального сознания. // Вопросы психол. - 1987 - N 6 - С. 20-30. ЮРЕВИЧ А.В. "Онтологический круг" и структура психологического знания. // Психол.журн., 1992 - N 1 - С. 6-14
Основные зарубежные психологические концепции 20 века страница 3
« Предыдущая Следующая » 000 001 002 003 004 005 006 007 |