Авторская программа С.Л.БРАТЧЕНКО
Н. Н. ПАЛАГИНА
ОСНОВНЫЕ ЗАРУБЕЖНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ХХ ВЕКА
Курс "Основные зарубежные психологические концепции ХХ века" предназначен для знакомства студентов-психологов с миром современной психологии, с разнообразием психологических концепций, школ, подходов наиболее крупных представителей зарубежной психологии последних десятилетий.
Многообразие и количество психологических теорий поражает воображение; поэтому, не пытаясь "объять необъятное", пришлось, увы, отказаться от рассмотрения многих, часто интересных и популярных, но более частных или производных концепций, чтобы сосредоточиться на наиболее фундаментальных из них и имеющих достаточный опыт практического применения. Кроме того, за рамками курса в основном остались историко-хронологические аспекты развития психологии; это не история психологии, а, скорее, компаративная (сравнительная) психология. Поэтому последовательность рассмотрения концепций определена не столько временем появления, сколько их концептуальным "родством". Первые три раздела соответствуют трем основным течениям в психологии ХХ века - психоаналитическая ориентация, бихевиористски-когнитивистская и гуманистическая; четвертый раздел объединяет подходы, не вписывающиеся в рамки только одной ориентации. Но эта последовательность может быть изменена, т.к. отнесение различных авторов к одному разделу, объединение в общую тему в ряде случаев достаточно условно (напр., концепции Э.Фромма, К.Хорни можно поместить в первый раздел, можно - в третий, а можно - в четвертый; бихевиоризм и когнитивная психология могут рассматриваться отдельно и т.д.). Степень подробности рассмотрения каждой темы также может варьировать – в зависимости от объема учебных часов, от особенностей аудитории, предпочтений преподавателя и т.д. Минимальный объем курса - 48 часов лекций и 18 часов практических занятий.
Каждая концепция рассматривается как особый взгляд на человека, включающий прежде всего представления о сущности психического, основных закономерностях функционирования психики, важнейших условиях и механизмах психического развития, адекватных способах изучения психического, стратегии и тактики влияния на психику,а также о подходах к практической работе психолога. При описании концепций наиболее влиятельных психологов, приводятся краткие биографические данные, позволяющие лучше понять истоки и суть их подхода. Хотя основное внимание в курсе уделено теоретической части концепций, их категориальному аппарату, основным постулатам и принципам, конечной целью и смыслом изучения теории является создание необходимого фундамента для освоения практической психологии. Более подробно различные модели работы психолога-практика рассматриваются в курсе "Основные зарубежные психологические концепции ХХ века (практика)".
Все концепции представлены как равноценные и взаимодополняющие, описаны с конструктивных позиций – акцент сделан на позитивном рассмотрении, без "критики", но с указанием сферы наибольшей адекватности и ограничений каждого подхода; также дан краткий сравнительный анализ их между собой.
Изучение концепций строится на основе первоисточников, оригинальных работ прежде всего самих авторов подходов и только во вторую очередь - критиков и интерпретаторов (по возможности - с разных позиций). В список литературы к темам включены только русскоязычные работы; для более глубокого изучения желательно знакомство с текстами на языке оригинала.
Курс призван не разделить подходы на "правильные" и "неправильные" и навязать концептуальные предпочтения, а, наоборот, показать реальное разнообразие и альтернативность мира психологии, дать необходимый материал для осознанного и обоснованного самостоятельного профессионального самоопределения.
Основные зарубежные психологические концепции 20 века страница
Следующая » 000 001 002 003 004 |